№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 89603

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

 

электризация, интерференция, психрометр, вольтметр, диффузия, линейка.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Велосипедист движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его координаты от времени.

 

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение велосипедиста, и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Первые 10 с велосипедист двигался со скоростью 4 м/с.

2) Последние 20 с велосипедист движется равномерно.

3) Все движение велосипедиста можно назвать равноускоренным движением.

4) Через 10 с после начала движения велосипедист остановился.

5) Велосипедист всегда движется в одном направлении.

3.

В герметично закрытый сосуд поместили некоторое количество соли радия. Через некоторое время в сосуде обнаружили повышенное содержание радона. Какое явление вызвало появление радона в сосуде?

4.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло __________________ с соком и спиртом. Жидкости _____________________________, и слои жидкостей распределены в соответствии с _________________________________.

Список слов и словосочетаний

1) не взаимодействует

2) не смешивается

3) имеют одинаковый объём

4) имеют одинаковую массу

5) имеют разную плотность

6) условием плавания тел

7) законом Гука

5.

Выберете верные утверждения.

Процесс, по которому изменяется состояния газа изотермический, объем этого газа увеличился в два раза.

 

1. Давление газа увеличится в 2 раза

2. Давление газа уменьшится в 2 раза

3. Температура газа увеличится в 2 раза

4. Температура газа не изменится

5. Объем газа увеличится в 2 раза

6. Объем газа уменьшится в 2 раза

6.

Какая частица выделяется в следующей реакции

 

1) Протон

2) Электрон

3) Нейтрон

4) α-частица

7.

Опыт по обнаружению элементарного заряда был проведён Р. Милликеном и А.Ф. Иоффе: маленькие капли масла, заряженные отрицательно, распылялись в электрическом поле между двумя заряженными пластинами. Маленькие капли масла «зависали» в электрическом поле. По результатам опыта верхняя пластина была:

1) отрицательно заряжена;

2) положительно заряжена;

3) не заряжена.

Выберите правильный ответ и зарисуйте схему эксперимента с указанием сил, действующих на заряженную каплю масла.

8.

Лёд при температуре −18 °С достали из морозильника и стали равномерно нагревать. На нагревание льда было затрачено 40 кДж энергии, а на его плавление 330 кДж. Постройте график зависимости температуры льда от полученного количества теплоты.

9.

Видимое излучение — это один из видов электромагнитного излучения, с диапазоном длин волн 8 · 10−7 − 4 · 10−7 м.

 

1) Оказывает физиологическое воздействие на сетчатку человеческого глаза.

2) Излучается Солнцем, сильно нагретыми телами, свечами, лампами дневного света.

3) Испускается отдельными насекомыми, глубоководными рыбами, растениями, некоторыми химическими элементами.

4) Излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях.

5) Используется в медицине, косметологии, оказывает бактерицидное действие.

6) Применяется в приборах ночного видения.

 

Выберите из предложенного списка три правильных утверждения, относящиеся к видимому излучению, и запишите соответствующие цифры.

10.

Скорость измеряют при помощи спидометра. Погрешность измерения скорости при помощи данного спидометра равна его цене деления.

 

Запишите в ответ показания спидометра в миль/ч (mph) с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания спидометра (51 ± 3) миль/ч, то в ответе следует записать «51;3».

11.

К покоящемуся телу, лежащему на шероховатой горизонтальной поверхности, прикладывают горизонтальную силу F. На графике изображена зависимость ускорения тела от приложенной силы.

Чему равен коэффициент трения?

 

1) 0,1

2) 0,2

3) 0,3

4) 0,4

5) 0,5

12.

Вам необходимо исследовать, зависит ли электрическое сопротивление проводника от его длины. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− источник тока;

− вольтметр;

− амперметр;

− реостат;

− ключ;

− соединительные провода;

− набор из шести проводников, изготовленных из разных проволок, характеристики которых приведены в таблице.

 

Номер
проводника
Длина
проводника, см
Площадь поперечного
сечения проводника, мм2
Материал, из которого
изготовлен проводник
11200,5медь
21001,0нихром
31000,5медь
4500,5медь
51001,5нихром
6500,5алюминий

 

В ответе:

1. Зарисуйте схему электрической цепи. Укажите номера используемых проводников (см. таблицу).

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) свечение метеорита в атмосфере земли

Б) если подержать в руках холодную воду с холодильника, то она станет температуры тела

 

1) теплопередача

2) сила трения в атмосфере

3) скопление в воздухе в нижних слоях атмосферы ледяных кристалликов

4) переход веществ из жидкого состояния в твердое

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Какое физическое явление лежит в основе работы гидролокатора?


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Гидролокатор

Гидролока́тор — прибор для обнаружения объектов в водной среде (подводных аппаратов, рыбных скоплений, затонувших судов) и определения их координат, для записи рельефа морского дна, дистанционного исследования состава донных слоёв грунта и т. д. с помощью акустического излучения.

По принципу действия гидролокаторы бывают:

Пассивные — позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом (шумопеленгование).

Активные — использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором.

Главными элементами активного гидролокатора являются гидроакустический излучатель, генерирующий звуковой импульс, и гидроакустический приёмник – гидрофон, принимающий отражённый эхосигнал. Принцип работы гидролокатора основан на измерении времени, в течение которого звуковой импульс проходит от излучателя до исследуемого объекта, а его отражённый эхосигнал возвращается после встречи импульса с исследуемым объектом. По известному времени прохождения акустического импульса от излучателя до объекта и эхосигнала от объекта до приёмника – гидрофона и скорости распространения звука в воде можно определить расстояние до объекта. Метод определения расстояния между объектами в воде по времени прохождения звукового импульса применяется в разнообразных акустических приборах, в частности в эхолотах – приборах для определения расстояния до дна.

15.

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Гидролокатор определяет расстояние до объекта в толще воды, основываясь на скорости распространения звука в воде и на разнице времен запуска и приема сигнала гидролокатора.

2) Гидролокатор обнаруживает объекты над поверхностью воды.

3) Для получения рассеянного или отраженного сигнала от объекта гидролокатором объект должен быть металлическим.

4) Гидрофон как часть гидролокатора необходим для генерации звукового импульса.

5) Эхолот — это частный случай гидролокатора.


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Гидролокатор

Гидролока́тор — прибор для обнаружения объектов в водной среде (подводных аппаратов, рыбных скоплений, затонувших судов) и определения их координат, для записи рельефа морского дна, дистанционного исследования состава донных слоёв грунта и т. д. с помощью акустического излучения.

По принципу действия гидролокаторы бывают:

Пассивные — позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом (шумопеленгование).

Активные — использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором.

Главными элементами активного гидролокатора являются гидроакустический излучатель, генерирующий звуковой импульс, и гидроакустический приёмник – гидрофон, принимающий отражённый эхосигнал. Принцип работы гидролокатора основан на измерении времени, в течение которого звуковой импульс проходит от излучателя до исследуемого объекта, а его отражённый эхосигнал возвращается после встречи импульса с исследуемым объектом. По известному времени прохождения акустического импульса от излучателя до объекта и эхосигнала от объекта до приёмника – гидрофона и скорости распространения звука в воде можно определить расстояние до объекта. Метод определения расстояния между объектами в воде по времени прохождения звукового импульса применяется в разнообразных акустических приборах, в частности в эхолотах – приборах для определения расстояния до дна.

16.

Почему платиновая чернь служит эталоном абсолютно чёрного тела?


Почему лёд прозрачный, а снег белый

Человеческий глаз способен остро реагировать на электромагнитные волны видимой части спектра. На рисунке показаны результаты измерений коэффициента поглощения льдом электромагнитных излучений различных диапазонов.

В видимой области спектра коэффициент поглощения льда практически равен нулю, поэтому лёд прозрачен. Однако в инфракрасной и ультрафиолетовой областях коэффициент поглощения принимает очень большие значения.

Если бы лёд не был прозрачным, то и снег не выглядел бы белым. Рассматривая снег под микроскопом, можно убедиться, что он состоит из частиц прозрачного льда. Тем не менее комки снега имеют белый цвет.

Белизна снега объясняется тем, что свет, в котором представлены все длины волн, испытав многократное отражение и преломление на поверхностях снежинок, несмотря на сложный путь, почти не поглощается и вновь выходит на поверхность. Если бы частицы, из которых состоит снег, хоть немного поглощали свет, снег не выглядел бы белым.

Вспомним, что эталоном абсолютно чёрного тела служит платиновая чернь, которая представляет собой порошок платины. Дело в том, что платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом поглощения света на всех длинах волн.В результате из-за сильного поглощения падающий свет больше не возвращается на поверхность.

17.

Какого цвета казался бы нам лёд, если бы наш глаз мог воспринимать только ультрафиолетовое излучение?


Почему лёд прозрачный, а снег белый

Человеческий глаз способен остро реагировать на электромагнитные волны видимой части спектра. На рисунке показаны результаты измерений коэффициента поглощения льдом электромагнитных излучений различных диапазонов.

В видимой области спектра коэффициент поглощения льда практически равен нулю, поэтому лёд прозрачен. Однако в инфракрасной и ультрафиолетовой областях коэффициент поглощения принимает очень большие значения.

Если бы лёд не был прозрачным, то и снег не выглядел бы белым. Рассматривая снег под микроскопом, можно убедиться, что он состоит из частиц прозрачного льда. Тем не менее комки снега имеют белый цвет.

Белизна снега объясняется тем, что свет, в котором представлены все длины волн, испытав многократное отражение и преломление на поверхностях снежинок, несмотря на сложный путь, почти не поглощается и вновь выходит на поверхность. Если бы частицы, из которых состоит снег, хоть немного поглощали свет, снег не выглядел бы белым.

Вспомним, что эталоном абсолютно чёрного тела служит платиновая чернь, которая представляет собой порошок платины. Дело в том, что платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом поглощения света на всех длинах волн.В результате из-за сильного поглощения падающий свет больше не возвращается на поверхность.

18.

Прозрачный стеклянный стакан разбился на очень мелкие осколки, которые собрали в одну кучку. Какого цвета будут эти осколки стакана? Ответ поясните.


Почему лёд прозрачный, а снег белый

Человеческий глаз способен остро реагировать на электромагнитные волны видимой части спектра. На рисунке показаны результаты измерений коэффициента поглощения льдом электромагнитных излучений различных диапазонов.

В видимой области спектра коэффициент поглощения льда практически равен нулю, поэтому лёд прозрачен. Однако в инфракрасной и ультрафиолетовой областях коэффициент поглощения принимает очень большие значения.

Если бы лёд не был прозрачным, то и снег не выглядел бы белым. Рассматривая снег под микроскопом, можно убедиться, что он состоит из частиц прозрачного льда. Тем не менее комки снега имеют белый цвет.

Белизна снега объясняется тем, что свет, в котором представлены все длины волн, испытав многократное отражение и преломление на поверхностях снежинок, несмотря на сложный путь, почти не поглощается и вновь выходит на поверхность. Если бы частицы, из которых состоит снег, хоть немного поглощали свет, снег не выглядел бы белым.

Вспомним, что эталоном абсолютно чёрного тела служит платиновая чернь, которая представляет собой порошок платины. Дело в том, что платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом поглощения света на всех длинах волн.В результате из-за сильного поглощения падающий свет больше не возвращается на поверхность.