№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 90812

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.

 

Преломление света, работа газа, влажность воздуха, абсолютная температура,

давление газа, фотоэффект, механический резонанс.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Велосипедист движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его координаты от времени.

 

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение велосипедиста, и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Первые 10 с велосипедист двигался со скоростью 4 м/с.

2) Последние 20 с велосипедист движется равномерно.

3) Все движение велосипедиста можно назвать равноускоренным движением.

4) Через 10 с после начала движения велосипедист остановился.

5) Велосипедист всегда движется в одном направлении.

3.

В пересыщенный раствор поваренной соли опустили шерстяную нить. Через некоторое время на нити образовались твердые частицы соли. Какое явление наблюдалось в этом опыте?

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

С вершины наклонной плоскости из состояния покоя соскальзывает без трения груз массой m. При спуске кинетическая энергия груза __________, потенциальная энергия груза__________, полная механическая энергия груза __________.

5.

В герметично закрытый сосуд закачивают воздух. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в сосуде, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Объем воздуха в сосуде не меняется.

2) Объем воздуха в сосуде увеличивается.

3) Масса воздуха в сосуде увеличивается.

4) Масса воздуха в сосуде остаётся неизменной.

5) Давление воздуха в сосуде увеличивается.

6) Давление воздуха в сосуде остается неизменным.

6.

Под действием какой частицы протекает ядерная реакция

 

1) Протон

2) Электрон

3) Нейтрон

4) α-частица

7.

Имеются два одинаковых проводящих шарика. Одному из них сообщили электрический заряд +8q, другому −4q. Затем шарики привели в соприкосновение и развели на прежнее расстояние. После соприкосновения заряды у шариков стали:

 

1) −4q и +4q соответственно

2) одинаковыми и равными +2q

3) одинаковыми и равными 0

4) +8q и −8q соответственно

8.

На прямолинейном участке шоссе находятся населённые пункты А, В и С. Координаты пунктов на оси Ох составляют, соответственно, 2 км, 8 км и 13 км. В начальный момент времени из пункта А начинает движение автобус и через 15 мин. доезжает до пункта В. Не останавливаясь в пункте B, ещё через 10 мин. он достигает пункта С. Постройте график зависимости координаты автобуса от времени на всём пути. Движение между пунктами А и В, а также между пунктами В и С считать равномерным.

9.

Электрическая линия для розеток в кухне оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 25 А. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые на кухне, и потребляемая ими мощность.

 

Электрические приборы
Потребляемая мощность, Вт
Духовка электрическая
2300
Посудомоечная машина
1800
Кофеварка
1500
Микроволновая печь
1800
Тостер-печь
1100
Кондиционер
1000
Холодильник
180
Электрический чайник
1800
Блендер
300

 

На кухне работают посудомоечная машина, холодильник и кондиционер. Можно ли при этом дополнительно включить электрический чайник? Запишите решение и ответ (да/нет).

10.

Промежутки времени измеряют при помощи секундомера. Погрешность измерения времени при помощи данного секундомера равна его цене деления. Запишите в ответ показания секундомера в секундах (С) с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания секундомера (5,0 ± 0,5) С, то в ответе следует записать «5,0;0,5» (показания малого циферблата не учитывать).

11.

Свет лазера с длиной волны 700 нм падает нормально на прозрачную дифракционную решётку. С помощью гониометра измеряют углы, под которыми видны дифракционные максимумы. Зависимость угла от номера максимума представлена в таблице. Погрешность измерения угла Δφ = ±0,5°.

 

123456
81625344457

 

Период дифракционной решётки равен

 

1) 1 мкм

2) 2 мкм

3) 3 мкм

4) 4 мкм

5) 5 мкм

12.

Вам необходимо исследовать, как меняется давление воздуха при изменении его объёма, если другие параметры воздуха остаются неизменными. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

− сильфон (прибор, при помощи которого можно изменять объём воздуха; сильфон подключается к манометру);

− манометр;

− сосуд с водой;

− горелка.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) туман в холодную погоду

Б) воск от свечи остывает, если свеча не горит

 

1) наличие силы трения качания на движущиеся предметы

2) переход механической энергии в тепловую

3) скопление в воздухе в нижних слоях атмосферы ледяных кристалликов

4) переход веществ из жидкого состояния в твердое

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрической дрели и выполните задания 14 и 15.

 

В инструкции есть требование использовать защитные очки при работе с дрелью. Объясните, почему.

15.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрической дрели и выполните задания 14 и 15.

 

В инструкции рекомендуется соблюдать осторожность при сверлении стен и потолков, в которых проходит электропроводка. Объясните, почему дана такая рекомендация.

16.

Почему на рыбалке нужно соблюдать тишину?


Звук в живой природе

 

Мы живём в мире звуков. Везде — в окружающем нас воздухе, воде, земле — распространяются звуки. Эти звуки различны по частоте, громкости, тембру, источнику. Для живых существ звуковая картина мира является одним из важнейших источников информации о внешнем мире. Аборигены Австралии, прикладывая ухо к земле, узнавали о передвижениях животных и людей в округе. 

Диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 16-20000 Гц. Это те звуки, которые воспринимает человек. Все звуковые колебания с частотами ниже 16 Гц относятся к области инфразвука. С частотами выше 20 кГц — к области ультразвука.

Диапазоны звуков, которые слышат живые существа на Земле, очень разнообразны. Например, муравьи никогда не услышат ни нашей речи, ни нашей музыки, так как они общаются на ультразвуке. Некоторые животные (летучие мыши, морские млекопитающие) сами способны не только слышать, но и издавать ультразвук. Некоторые рыбы способны слышать звуки от 5 до 2000 Герц. Слух у рыб настроен больше на низкие звуки (шорохи, шаги, шумы) и менее чувствителен к высоким.

Общение дельфинов может быть как в нашем привычном диапазоне, так и на частотах ультразвука. Дельфины могут издавать разные звуки, свисты. Наиболее выразительными являются свисты, которых у дельфинов насчитывается 32 вида. Каждый из них может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия, призывный клич «ко мне» и т. д.).

На диаграмме, представленной ниже, показаны частотные диапазоны, которые доступны некоторым живым существам.

17.

Из приведённой схемы перечислите тех живых существ, звуковой диапазон которых больше всего пересекается со звуковым диапазоном человека.

Перечислите их в порядке сверху вниз по схеме. Запишите названия этих существ подряд без пробелов и иных дополнительных символов.


Звук в живой природе

 

Мы живём в мире звуков. Везде — в окружающем нас воздухе, воде, земле — распространяются звуки. Эти звуки различны по частоте, громкости, тембру, источнику. Для живых существ звуковая картина мира является одним из важнейших источников информации о внешнем мире. Аборигены Австралии, прикладывая ухо к земле, узнавали о передвижениях животных и людей в округе. 

Диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 16-20000 Гц. Это те звуки, которые воспринимает человек. Все звуковые колебания с частотами ниже 16 Гц относятся к области инфразвука. С частотами выше 20 кГц — к области ультразвука.

Диапазоны звуков, которые слышат живые существа на Земле, очень разнообразны. Например, муравьи никогда не услышат ни нашей речи, ни нашей музыки, так как они общаются на ультразвуке. Некоторые животные (летучие мыши, морские млекопитающие) сами способны не только слышать, но и издавать ультразвук. Некоторые рыбы способны слышать звуки от 5 до 2000 Герц. Слух у рыб настроен больше на низкие звуки (шорохи, шаги, шумы) и менее чувствителен к высоким.

Общение дельфинов может быть как в нашем привычном диапазоне, так и на частотах ультразвука. Дельфины могут издавать разные звуки, свисты. Наиболее выразительными являются свисты, которых у дельфинов насчитывается 32 вида. Каждый из них может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия, призывный клич «ко мне» и т. д.).

На диаграмме, представленной ниже, показаны частотные диапазоны, которые доступны некоторым живым существам.

18.

Для общения и дрессировки дельфинов предложите оптимальную схему построения процесса коммуникации.


Звук в живой природе

 

Мы живём в мире звуков. Везде — в окружающем нас воздухе, воде, земле — распространяются звуки. Эти звуки различны по частоте, громкости, тембру, источнику. Для живых существ звуковая картина мира является одним из важнейших источников информации о внешнем мире. Аборигены Австралии, прикладывая ухо к земле, узнавали о передвижениях животных и людей в округе. 

Диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 16-20000 Гц. Это те звуки, которые воспринимает человек. Все звуковые колебания с частотами ниже 16 Гц относятся к области инфразвука. С частотами выше 20 кГц — к области ультразвука.

Диапазоны звуков, которые слышат живые существа на Земле, очень разнообразны. Например, муравьи никогда не услышат ни нашей речи, ни нашей музыки, так как они общаются на ультразвуке. Некоторые животные (летучие мыши, морские млекопитающие) сами способны не только слышать, но и издавать ультразвук. Некоторые рыбы способны слышать звуки от 5 до 2000 Герц. Слух у рыб настроен больше на низкие звуки (шорохи, шаги, шумы) и менее чувствителен к высоким.

Общение дельфинов может быть как в нашем привычном диапазоне, так и на частотах ультразвука. Дельфины могут издавать разные звуки, свисты. Наиболее выразительными являются свисты, которых у дельфинов насчитывается 32 вида. Каждый из них может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия, призывный клич «ко мне» и т. д.).

На диаграмме, представленной ниже, показаны частотные диапазоны, которые доступны некоторым живым существам.