№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 90818

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

 

объем, поляризация, частота, плотность, испарение, перемещение.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Троллейбус движется по улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля. Запишите в ответ их номера.

 

1) В течение первых 5 секунд троллейбус двигался с постоянной по модулю скоростью.

2) Во время торможения троллейбус двигался с ускорением, равным по модулю 4 м/с2.

3) Троллейбус стоял в течение 15 секунд на всём участке движения.

4) Первые 15 секунд троллейбус тормозил.

5) Всё время пути троллейбус двигался в одном направлении.

3.

Пользуясь графиком v(t) и данными рисунка изобразите все силы, действовавшие на машину в промежутке времени I, II и III опишите характер движения машины. Силу трения учитывать.

 

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) полная механическая энергия

2) кинетическая энергия

3) потенциальная энергия относительно поверхности Земли

 

Тело брошено вертикально вверх. По мере его подъёма на высоту h __________ увеличивается, его __________ уменьшается. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что __________ не изменяется.

 

Запишите в ответ цифры в соответствующем порядке.

5.

В гер­ме­тич­но за­кры­тый со­су­д, на­кры­тый дви­жу­щим­ся порш­нем, вкачивают воз­дух. Вы­бе­ри­те все утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют про­цесс, про­ис­хо­дя­щий с воз­ду­хом в со­су­де, и за­пи­ши­те но­ме­ра вы­бран­ных утвер­жде­ний.

1) Объем воз­ду­ха в со­су­де не ме­ня­ет­ся.

2) Объем воз­ду­ха в со­су­де увеличивается.

3) Масса воз­ду­ха в со­су­де уве­ли­чи­ва­ет­ся.

4) Масса воз­ду­ха в со­су­де остаётся не­из­мен­ной.

5) Дав­ле­ние воз­ду­ха в со­су­де умень­ша­ет­ся.

6) Дав­ле­ние воз­ду­ха в со­су­де оста­ет­ся не­из­мен­ным.

6.

Связанная система элементарных частиц содержит 45 электронов, 60 нейтронов и 46 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

7.

На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен положительно и показывает 1 единицу заряда, шар электрометра Б заряжен отрицательно и показывает 3 единицы заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой стеклянной палочкой?

 

 

Показания электрометра А Показания электрометра Б

8.

Куски стали и меди, каждый из которых имеет массу в 1 кг, равномерно нагревают в печи от 20 °С до 200 °С. Постройте графики зависимости температуры куска стали и температуры куска меди от полученного количества теплоты. Известно, что для нагревания 1 кг стали на 1 °С необходима энергия в 0,5 кДж, а для нагревания 1 кг меди на 1 °С необходима энергия в 0,4 кДж.

9.

В мастерской Ивана Петровича электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 16 А. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в мастерской, и потребляемая ими мощность.

 

Электрические приборы
Потребляемая мощность, Вт
Электрический рубанок
800
Электрическая ударная дрель
1400
Электрический лобзик
600
Шлифовальная машина
1900
Циркулярная пила
1600
Торцовочная пила
2200

 

В мастерской работает шлифовальная машина. Можно ли дополнительно к шлифовальной машине включить в сеть торцовочную пилу? Запишите решение и ответ (да/нет).

10.

Длину стороны кубика измерили при помощи линейки. Погрешность измерения длины при помощи данной линейки равна ее цене деления.

Запишите в ответ показания линейки в мм с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания линейки (25 ± 3) см, то в ответе следует записать «25;3».

11.

Свет от источника, дающего линейчатый спектр, падает нормально на прозрачную дифракционную решётку, имеющую 250 штрихов на миллиметр. С помощью гониометра измеряют углы, под которыми видны дифракционные максимумы одной из линий в спектре источника. Зависимость угла от номера максимума представлена в таблице. Погрешность измерения угла Δφ = ±0,1°.

 

123456
8,316,825,735,346,360,1

 

Длина волны исследуемой линии равна

 

1) 548 нм

2) 558 нм

3) 568 нм

4) 578 нм

5) 588 нм

12.

Вам необходимо исследовать изменение длины пружины, закрепленной между осью вращающегося стола и тележкой, в зависимости от скорости вращения поворотного стола:

 

— секундомер;

— поворотный стол с электродвигателем и регулятором скорости вращения;

— рулетка;

— тележка;

— три пружины разной жесткости пружины.

 

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) термометр для бесконтактного измерения температуры тела

Б) призменный спектроскоп

 

1) излучение нагретым телом инфракрасных лучей

2) рентгеновское излучение

3) отражение световых лучей

4) дисперсия света

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.

 

Почему нельзя разогревать в микроволновой печи суп в закрытой стальной кастрюле?

15.

Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.

 

Почему в инструкции людям с кардиостимуляторами запрещается слишком близко приближаться к микроволновой печи?

16.

Почему раскат грома мы слышим позже, чем видим вспышку молнии?


Распространение звука в различных средах

Звук может распространяться только в упругой среде: газе, жидкости, твёрдых телах. В вакууме звук распространяться не может.

Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским учёным М. Мерсенном. При температуре 20 °С она равна 343 м/с, т. е. 1235 км/ч.

Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Свои опыты они проводили на Женевском озере в Швейцарии. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, также опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она оказалась равной примерно 1440 м/с.

Если вы приложите ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса вы услышите два звука: один — по рельсу, другой — по воздуху. Хорошо проводит звук земля. Например, в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.

17.

Как изменяется скорость звука в зависимости от агрегатного состояния?


Распространение звука в различных средах

Звук может распространяться только в упругой среде: газе, жидкости, твёрдых телах. В вакууме звук распространяться не может.

Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским учёным М. Мерсенном. При температуре 20 °С она равна 343 м/с, т. е. 1235 км/ч.

Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Свои опыты они проводили на Женевском озере в Швейцарии. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, также опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она оказалась равной примерно 1440 м/с.

Если вы приложите ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса вы услышите два звука: один — по рельсу, другой — по воздуху. Хорошо проводит звук земля. Например, в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.

18.

Может ли услышать звук, возникший под водой, человек, стоящий на берегу водоёма?


Распространение звука в различных средах

Звук может распространяться только в упругой среде: газе, жидкости, твёрдых телах. В вакууме звук распространяться не может.

Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским учёным М. Мерсенном. При температуре 20 °С она равна 343 м/с, т. е. 1235 км/ч.

Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Свои опыты они проводили на Женевском озере в Швейцарии. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, также опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она оказалась равной примерно 1440 м/с.

Если вы приложите ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса вы услышите два звука: один — по рельсу, другой — по воздуху. Хорошо проводит звук земля. Например, в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.