№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 90823

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

 

радиоволна, постоянная Авогадро, видимое излучение, ультрафиолет, скорость света в вакууме,
удельная теплоемкость воды.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Троллейбус движется по улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля. Запишите в ответ их номера.

 

1) В течение первых 5 секунд троллейбус двигался с постоянной по модулю скоростью.

2) Во время торможения троллейбус двигался с ускорением, равным по модулю 4 м/с2.

3) Троллейбус стоял в течение 15 секунд на всём участке движения.

4) Первые 15 секунд троллейбус тормозил.

5) Всё время пути троллейбус двигался в одном направлении.

3.

Отрицательно заряженную эбонитовую палочку подносят к струе воды из-под крана (см. рисунок). Струя воды начинает притягиваться к палочке. Какое явление является причиной притяжения струи воды к эбонитовой палочке?

4.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опыта понадобится стеклянная палочка, лист бумаги и бумажный султан, закреплённый на железном стержне. Если потереть палочку листом бумаги, то палочка и лист бумаги приобретают _____________________________________. Султан заряжают тем же зарядом, что и заряд палочки. При поднесении палочки к султану будет наблюдаться отталкивание полосок бумаги султана от палочки. Это происходит из-за ___________________. Если подносить к султану не палочку, а лист бумаги, то полоски бумаги султана будут _____________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) положительные электрические заряды

2) разноимённые электрические заряды

3) одноименные электрические заряды

4) взаимодействия зарядов

5) трения

6) отталкиваться друг от друга

7) притягиваться к бумаге

5.

Замкнутый гофрированный цилиндр подключён к манометру. Объём цилиндра, в котором под подвижным поршнем находится воздух, начинают очень медленно увеличивать (см. рисунок). Как будет изменяться концентрация молекул воздуха, а также внутренняя энергия и давление воздуха в цилиндре по мере расширения?

 

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

 

Концентрация молекулВнутренняя энергияДавление
   

6.

Связанная система элементарных частиц содержит 86 электронов, 138 нейтронов и 89 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

7.

На рисунке приведены спектры поглощения атомарных паров неизвестного вещества и трех известных элементов. По виду спектров можно утверждать, что неизвестное вещество содержит в заметном количестве атомы

1) только стронция (Sr) и кальция (Са)

2) только натрия (Na) и стронция (Sr)

3) только стронция (Sr), кальция (Са) и натрия (Na)

4) стронция (Sr), кальция (Са), натрия (Na) и других элементов

8.

Воду, первоначальная температура которой равна 20 °С, нагревают на 60 °С на плитке неизменной мощности в течение 3 мин. Далее в течение 15 мин. при равномерном отводе тепла воду охлаждают до 20 °С. Постройте график зависимости температуры воды от времени.

9.

Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке увеличения энергии фотонов. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) рент­ге­нов­ское из­лу­че­ние

2) радиоволны

3) ультрафиолетовое излучение

10.

Длину стороны кубика измерили при помощи линейки. Погрешность измерения длины при помощи данной линейки равна ее цене деления.

Запишите в ответ показания линейки в мм с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания линейки (25 ± 3) см, то в ответе следует записать «25;3».

11.

Была собрана электрическая схема, представленная на рисунке. Подвижный ползунок реостат позволяет варьировать силу тока в цепи. ЭДС и внутреннее сопротивление источника питания неизвестны. Сопротивлением амперметра и проводов можно пренебречь.

На графике представлены результаты измерения напряжения на реостате U от силы тока I в цепи.

 

 

Чему равно внутреннее сопротивление источника питания?

 

1) 0 Ом

2) 2,5 Ом

3) 5 Ом

4) бесконечно большое (много больше сопротивления реостата)

5) график не позволяет определить внутреннее сопротивление

12.

Вам необходимо исследовать, как меняется выталкивающая сила, действующая на тело в жидкости, в зависимости от объёма погруженной в жидкость части тела. Имеется следующее оборудование:

 

— цилиндр на нити, имеющий шкалу вдоль направляющей;

— динамометры с пределом измерений 1 Н;

— стакан с водой;

— мерный цилиндр.

 

Опишите порядок проведения исследования. В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) Нагревание шин колёс автомобиля при торможении

Б) Нагревание серебряной ложки в чашке с горячим чаем

 

1) Процесс теплообмена между телами может осуществляться посредством излучения

2) Передача энергии от нагретого тела к менее нагретому посредством теплопередачи

3) Изменение температуры тела, поглощающего солнечное излучение

4) Нагревание тела за счет совершения работы силой трения.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

 

Формулировка задания уточнена редакцией Решу ВПР.

14.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрическому фену и выполните задания 14 и 15.

 

Почему в инструкции запрещается использовать фен возле воды и любых конструкций, содержащих воду?

15.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрическому фену и выполните задания 14 и 15.

 

Почему в инструкции не рекомендуется подключать фен, потребляющий большую мощность, к удлинителю одновременно с другими устройствами?

16.

При каком внешнем давлении наблюдается минимальная температура плавления льда?


Свойства льда

Между давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость (см. таблицу).

Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
10,0−1,625280−10,01,73
610−5,0−1,835810−5,01,69
1970−20,0−2,37764010,01,52
2115−22,00,842000073,80,68

 

С повышением давления до 2200 атмосфер температура плавления падает: с увеличением давления на каждую атмосферу она понижается примерно на 0,0075 °С. При дальнейшем увеличении давления точка замерзания воды начинает расти: при давлении 20 670 атмосфер вода замерзает при 76 °С. В этом случае будет наблюдаться горячий лёд.

При нормальном атмосферном давлении объём воды при замерзании внезапно возрастает примерно на 11%. В замкнутом пространстве такой процесс приводит к возникновению громадного избыточного давления до 2500 атм. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы.

В XIX веке было обнаружено явление режеляции льда, которое можно продемонстрировать на опыте. Поставим на два столбика прямоугольный ледяной брусок. Перекинем через него тонкую стальную проволоку (диаметром 0,1 мм) и подвесим на ней груз массой 3 кг (см. рис. а). Все это оставим на лёгком морозе. Важно, чтобы температура на улице была лишь немногим ниже нуля. Примерно через сутки мы обнаружим, что проволока и гиря лежат на земле, а на столбиках стоит наш ледяной брусок, целый и невредимый. Если бы мы в течение опыта выходили на улицу, то увидели бы, как постепенно проволока опускается, как бы разрезая ледяной брусок (см. рис. б, в, г), никакого разреза не остаётся – выше проволоки брусок оказывается монолитным.

Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что под коньками температура плавления льда уменьшается примерно на 0,1 °С, что явно недостаточно для катания, например, при –10 °С.

17.

Почему в описанном опыте груз подвешивают к тонкой проволоке, а не к широкой металлической ленте?


Свойства льда

Между давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость (см. таблицу).

Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
10,0−1,625280−10,01,73
610−5,0−1,835810−5,01,69
1970−20,0−2,37764010,01,52
2115−22,00,842000073,80,68

 

С повышением давления до 2200 атмосфер температура плавления падает: с увеличением давления на каждую атмосферу она понижается примерно на 0,0075 °С. При дальнейшем увеличении давления точка замерзания воды начинает расти: при давлении 20 670 атмосфер вода замерзает при 76 °С. В этом случае будет наблюдаться горячий лёд.

При нормальном атмосферном давлении объём воды при замерзании внезапно возрастает примерно на 11%. В замкнутом пространстве такой процесс приводит к возникновению громадного избыточного давления до 2500 атм. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы.

В XIX веке было обнаружено явление режеляции льда, которое можно продемонстрировать на опыте. Поставим на два столбика прямоугольный ледяной брусок. Перекинем через него тонкую стальную проволоку (диаметром 0,1 мм) и подвесим на ней груз массой 3 кг (см. рис. а). Все это оставим на лёгком морозе. Важно, чтобы температура на улице была лишь немногим ниже нуля. Примерно через сутки мы обнаружим, что проволока и гиря лежат на земле, а на столбиках стоит наш ледяной брусок, целый и невредимый. Если бы мы в течение опыта выходили на улицу, то увидели бы, как постепенно проволока опускается, как бы разрезая ледяной брусок (см. рис. б, в, г), никакого разреза не остаётся – выше проволоки брусок оказывается монолитным.

Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что под коньками температура плавления льда уменьшается примерно на 0,1 °С, что явно недостаточно для катания, например, при –10 °С.

18.

Оцените на основании данных текста, какое давление на лёд оказывает человек, стоя на коньках. Ответ поясните.


Свойства льда

Между давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость (см. таблицу).

Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
Давление, атмТемпература плавления льда, °CИзменение объёма при
кристализации, см3/моль
10,0−1,625280−10,01,73
610−5,0−1,835810−5,01,69
1970−20,0−2,37764010,01,52
2115−22,00,842000073,80,68

 

С повышением давления до 2200 атмосфер температура плавления падает: с увеличением давления на каждую атмосферу она понижается примерно на 0,0075 °С. При дальнейшем увеличении давления точка замерзания воды начинает расти: при давлении 20 670 атмосфер вода замерзает при 76 °С. В этом случае будет наблюдаться горячий лёд.

При нормальном атмосферном давлении объём воды при замерзании внезапно возрастает примерно на 11%. В замкнутом пространстве такой процесс приводит к возникновению громадного избыточного давления до 2500 атм. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы.

В XIX веке было обнаружено явление режеляции льда, которое можно продемонстрировать на опыте. Поставим на два столбика прямоугольный ледяной брусок. Перекинем через него тонкую стальную проволоку (диаметром 0,1 мм) и подвесим на ней груз массой 3 кг (см. рис. а). Все это оставим на лёгком морозе. Важно, чтобы температура на улице была лишь немногим ниже нуля. Примерно через сутки мы обнаружим, что проволока и гиря лежат на земле, а на столбиках стоит наш ледяной брусок, целый и невредимый. Если бы мы в течение опыта выходили на улицу, то увидели бы, как постепенно проволока опускается, как бы разрезая ледяной брусок (см. рис. б, в, г), никакого разреза не остаётся – выше проволоки брусок оказывается монолитным.

Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что под коньками температура плавления льда уменьшается примерно на 0,1 °С, что явно недостаточно для катания, например, при –10 °С.