№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 91284

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

 

кипение, конденсация, поворот стрелки компаса, плавление, возникновение вихревых токов, электромагнитная индукция.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответ их номера.

1) Силы взаимного гравитационного притяжения двух тел прямо пропорциональны произведению их масс и обратно пропорциональны расстоянию между ними.

2) Теплопередача путём теплопроводности происходит за счёт переноса вещества в струях и потоках.

3) Одноимённые точечные электрические заряды отталкиваются друг от друга, разноимённые точечные заряды притягиваются друг к другу.

4) При преломлении электромагнитных волн на границе двух сред частота колебаний в волне остаётся неизменной.

5) В процессе альфа-распада происходит испускание радиоактивным элементом медленных нейтронов.

3.

Санки равнозамедленно скатываются по наклонной плоскости в поле силы тяжести. Нарисуйте все силы, действующие на санки и направление их ускорения.

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

 

1) максимальное

2) минимальное

3) не меняется

 

Слова в ответе могут повторяться.

 

Мальчик подбросил мяч вертикально вверх. Сила трения о воздух мала. В момент столкновения с землей кинетическая энергия мяча имеет ____ значение, потенциальная энергия имеет ____ значение, а полная механическая энергия ____.

5.

Четыре металлических бруска (А, B, C, D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 100 °С, 40 °С, 10 °С. Какой из брусков имеет температуру 10 °С?

6.

На рисунке изображён фрагмент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп хрома испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа хрома.

7.

На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен положительно и показывает 3 единицы заряда, шар электрометра Б заряжен отрицательно и показывает 1 единицу заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой алюминиевой проволокой?

 

 

Показания электрометра А Показания электрометра Б

8.

Мальчик съезжает на санках с ледяной горки высотой 5 м с углом наклона 30° и затем движется по горизонтальному ледяному участку. Изобразите на графике зависимость скорости мальчика от времени в течение пяти секунд, пренебрегая трением и считая его начальную скорость равной нулю. (Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.)

9.

Среднее сопротивление одной конфорки электрической плиты составляет 25 Ом. Определите количество теплоты, которое выделяется при включении одной конфорки в городскую электрическую сеть с напряжением 220 В за 10 минут работы. Запишите формулы и сделайте расчёты.

10.

С помощью весов измеряли массу тела в граммах. Погрешность измерений массы равна цене деления шкалы весов (см. рисунок).

Запишите в ответ массу тела с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение и погрешность измерения слитно без пробела.

11.

Ученик исследовал зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела. Погрешность измерения силы Архимеда равна 4 мН, а объёма тела – 0,1 см3.

Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике.

Согласно этим измерениям, приблизительно плотность жидкости, в которую опускали тело равна

1) 600 кг/м3

2) 700 кг/м3

3) 900 кг/м3

4) 1100 кг/м3

 

Условие уточнено редакцией РЕШУ ВПР.

12.

Вам необходимо исследовать, как зависит сила тяжести от массы груза. Имеется следующее оборудование:

 

— весы электронные;

— динамометры с пределом измерений 5 Н и 1 Н;

— набор из трёх тел различной массы;

— штатив с муфтой и лапкой.

 

Опишите порядок проведения исследования. В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

 

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) Стрелка компаса показывает на север.

Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки.

 

1) электризация тела при трении

2) электризация тела через влияние

3) намагничивание вещества в магнитном поле

4) взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

В инструкции требуется при установке стиральной машины подсоединить провод заземления. Для чего делают заземление?


Инструкция к стиральной машине

Прежде чем включать машину в розетку, подсоедините провод заземления к водопроводной трубе, если она сделана из металла. Если вода подаётся по трубам из синтетического материала, такого как винил, заземление не может быть произведено к водопроводной трубе. Необходимо использовать другой способ заземления.

Внимание: Не подсоединяйте провод заземления к газовой трубе, громоотводу, телефонным линиям и т.п.

Для максимальной безопасности подсоедините провод заземления к медной пластине или штырю заземления и закопайте пластину или штырь в землю на глубину не менее 20 см.

15.

Почему в инструкции запрещается делать заземление через водопроводную трубу из синтетического материала, такого как винил?


Инструкция к стиральной машине

Прежде чем включать машину в розетку, подсоедините провод заземления к водопроводной трубе, если она сделана из металла. Если вода подаётся по трубам из синтетического материала, такого как винил, заземление не может быть произведено к водопроводной трубе. Необходимо использовать другой способ заземления.

Внимание: Не подсоединяйте провод заземления к газовой трубе, громоотводу, телефонным линиям и т.п.

Для максимальной безопасности подсоедините провод заземления к медной пластине или штырю заземления и закопайте пластину или штырь в землю на глубину не менее 20 см.

16.

Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.

17.

Определите длительность года на Марсе. Ответ выразите в днях и округлите до целого числа, за год на Земле считать не високосный.


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.

18.

Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Луне? Ответ поясните.


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.