№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 91292

1.

Про­чи­тай­те пе­ре­чень по­ня­тий, с ко­то­ры­ми Вы встре­ча­лись в курсе фи­зи­ки:

 

ба­ро­метр-ане­ро­ид, элек­тро­метр, ки­ло­метр, ки­ло­нью­тон, фарад, до­зи­метр.

 

Раз­де­ли­те эти по­ня­тия на две груп­пы по вы­бран­но­му Вами при­зна­ку. За­пи­ши­те в таб­ли­цу на­зва­ние каж­дой груп­пы и по­ня­тия, вхо­дя­щие в эту груп­пу.



На­зва­ние груп­пы по­ня­тийПе­ре­чень по­ня­тий
  
  

2.

Вы­бе­ри­те два вер­ных утвер­жде­ния о фи­зи­че­ских яв­ле­ни­ях, ве­ли­чи­нах и за­ко­но­мер­но­стях. За­пи­ши­те в ответ их но­ме­ра.

1) Силы, с ко­то­ры­ми тела дей­ству­ют друг на друга, равны по мо­ду­лю и на­прав­ле­ны по одной пря­мой в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны.

2) Тем­пе­ра­ту­ра ки­пе­ния жид­ко­стей уве­ли­чи­ва­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем их объёма.

3) За­ря­жен­ное тело, дви­жу­ще­е­ся в инер­ци­аль­ной си­сте­ме отсчёта рав­но­мер­но и пря­мо­ли­ней­но, создаёт в про­стран­стве пе­ре­мен­ное маг­нит­ное поле.

4) Силой Ам­пе­ра на­зы­ва­ют силу, с ко­то­рой маг­нит­ное поле дей­ству­ет на про­вод­ник с током.

5) Яв­ле­ние фо­то­эф­фек­та на­блю­да­ет­ся толь­ко при об­лу­че­нии по­лу­про­вод­ни­ко­вых ма­те­ри­а­лов элек­тро­маг­нит­ны­ми вол­на­ми ра­дио­ди­а­па­зо­на.

3.

На стакан положили картонку, а на картонку – тяжелую монету. При резком щелчке по картонке она вылетает, а монета не улетает вместе с картонкой, а падает в стакан (см. рисунок). Какое явление наблюдается в этом опыте?

4.

Прочитайте текст и вставьте верные слова вместо пропусков.

 

1) Кинетическая

2) Потенциальная

3) Полная механическая

 

Автомобиль после остановки на обочине начинает ускоряться, энергия его двигателя переходит из __________ энергии в __________ энергию.

5.

В ка­ло­ри­метр с водой при тем­пе­ра­ту­ре 20 °С до­ба­ви­ли не­ко­то­рое ко­ли­че­ство льда при тем­пе­ра­ту­ре −10 °С. Пред­став­лен гра­фик из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры воды и льда с те­че­ни­ем вре­ме­ни. Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей сре­дой пре­не­бречь.

Ис­поль­зуя усло­вие за­да­ния и гра­фик, опре­де­ли­те, как из­ме­ня­лась внут­рен­няя

энер­гия льда и воды:

1) внут­рен­няя энер­гия воды умень­ша­лась, внут­рен­няя энер­гия льда умень­ша­лась;

2) внут­рен­няя энер­гия воды уве­ли­чи­ва­лась, внут­рен­няя энер­гия льда умень­ша­лась;

3) внут­рен­няя энер­гия воды умень­ша­лась, внут­рен­няя энер­гия льда уве­ли­чи­ва­лась;

4) внут­рен­няя энер­гия воды и льда не из­ме­ни­лись.

6.

Свя­зан­ная си­сте­ма эле­мен­тар­ных ча­стиц со­дер­жит 24 элек­тро­на, 30 ней­тро­нов и 26 про­то­нов. Ис­поль­зуя фраг­мент Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы эле­мен­тов Д.И. Мен­де­ле­е­ва, опре­де­ли­те ионом или ней­траль­ным ато­мом ка­ко­го эле­мен­та яв­ля­ет­ся эта си­сте­ма. В от­ве­те ука­жи­те по­ряд­ко­вый номер эле­мен­та.

7.

На рисунке показаны спектры поглощения трёх смесей неизвестных газов (Х, Y и Z), а также спектры излучения известных газов 1 и 2. Какая из смесей содержит газ 1? В качестве ответа запишите букву, обозначающую смесь газов.

8.

Воду, первоначальная температура которой равна 25 °С, нагревают на плитке неизменной мощности. Для нагревания воды до температуры кипения потребовалась энергия, равная 100 кДж. Далее на кипение воды было затрачено 40 кДж. Изобразите описанные процессы на графике зависимости температуры воды от полученной энергии.

9.

В мастерской Ивана Петровича электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 3,5 кВт. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в мастерской, и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

 

Электрические приборы
Потребляемая электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)
Электрический рубанок
3,6
Электрическая ударная дрель
6,4
Электрический лобзик
2,7
Шлифовальная машина
8,6
Циркулярная пила
7,3
Торцовочная пила
10,0

 

В мастерской работает торцовочная пила. Какой(-ие) из указанных выше приборов можно включить в сеть дополнительно к торцовочной пиле? Запишите решение и ответ (порядковый номер(-а) прибора(-ов)).

10.

Температуру измерили при помощи термометра. Погрешность измерения температуры при помощи данного термометра равна его цене деления.

 

Запишите в ответ показания термометра в °С с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания термометра (25 ± 3)  °С, то в ответе следует записать «25;3».

11.

Ученик исследовал зависимость силы трения от веса тела, перемещая его равномерно и прямолинейно по горизонтальной поверхности. В таблице представлены результаты измерений веса тела и силы трения с учётом погрешностей измерений.

 

№ опытаВес тела, HСила трения, H
11,05 ± 0,050,30 ± 0,05
21,95 ± 0,050,65 ± 0,05
33,00 ± 0,050,95 ± 0,05

 

Согласно этим измерениям, коэффициент трения скольжения примерно равен

1) 0,2

2) 0,3

3) 0,4

4) 0,45

 

Условие уточнено редакцией РЕШУ ВПР.

12.

Вам необходимо исследовать предположение о независимости выталкивающей силы от массы тела. Имеется следующее оборудование:

— весы электронные;

— динамометры с пределом измерений 5 Н и 1 Н;

— набор из трёх тел одинакового объёма, но различной массы;

— стакан с водой;

— нить.

 

Опишите порядок проведения исследования. В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) Поезд движется на магнитной подушке

Б) Подъёмный электромагнит используется для переноски металлолома

 

1) Взаимодействие двух электромагнитов

2) Взаимодействие двух мощных магнитов

3) Намагничивание вещества в магнитном поле

4) Пропускание электрического тока через металлический провод.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Какое физическое явление обусловлено работой двигателя внутреннего сгорания?


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Двигатель внутреннего сгорания

Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. В процессе работы химическая и тепловая энергия от сгорания топлива преобразуется в механическую работу. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, которое образуется в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя.

При пуске двигателя в его цилиндры через впускные клапаны впрыскивается воздушно-топливная смесь и воспламеняется там от искры свечи зажигания. При сгорании и тепловом расширении газов от избыточного давления поршень приходит в движение, передавая механическую работу на вращение коленвала. Работа поршневого двигателя внутреннего сгорания осуществляется циклически. Данные циклы повторяются с частотой несколько сотен раз в минуту. Это обеспечивает непрерывное поступательное вращение выходящего из двигателя коленчатого вала.

Такт — это рабочий процесс, происходящий в двигателе за один ход поршня, точнее, за одно его движение в одном направлении, вверх или вниз. Цикл — это совокупность тактов, повторяющихся в определённой последовательности. По количеству тактов в пределах одного рабочего цикла ДВС подразделяются на двухтактные (цикл осуществляется за один оборот коленвала и два хода поршня) и четырёхтактные (за два оборота коленвала и четыре ходя поршня). При этом, как в тех, так и в других двигателях, рабочий процесс идёт по следующему плану: впуск; сжатие; сгорание; расширение и выпуск.

В двухтактных ДВС работа поршня ограничивается двумя тактами, он совершает гораздо меньшее, чем в четырёхтактном двигателе, количество движений за определённую единицу времени. Минимизируются потери на трение. Однако выделяется большая тепловая энергия, и двухтактные двигатели быстрей и сильнее греются. В двухтактных двигателях поршень заменяет собой клапанный механизм газораспределения, в ходе своего движения в определённые моменты открывая и закрывая рабочие отверстия впуска и выпуска в цилиндре. Худший, по сравнению с четырёхтактным двигателем, газообмен является главным недостатком двухтактной системы ДВС. В момент удаления выхлопных газов теряется определённый процент не только рабочего вещества, но и мощности. Сферами практического применения двухтактных двигателей внутреннего сгорания стали мопеды и мотороллеры; лодочные моторы, газонокосилки, бензопилы и т. п. маломощная техника.

15.

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Работа поршневого двигателя внутреннего сгорания осуществляется циклически.

2) Двухтактные двигатели более мощные, чем четырехтактные и не теряют горючее топливо.

3) В четырехтактных ДВС работа поршня ограничивается четырьмя тактами.

4) Цикл — это рабочий процесс, происходящий в двигателе за один ход поршня, точнее, за одно его движение в одном направлении, вверх или вниз.


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Двигатель внутреннего сгорания

Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. В процессе работы химическая и тепловая энергия от сгорания топлива преобразуется в механическую работу. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, которое образуется в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя.

При пуске двигателя в его цилиндры через впускные клапаны впрыскивается воздушно-топливная смесь и воспламеняется там от искры свечи зажигания. При сгорании и тепловом расширении газов от избыточного давления поршень приходит в движение, передавая механическую работу на вращение коленвала. Работа поршневого двигателя внутреннего сгорания осуществляется циклически. Данные циклы повторяются с частотой несколько сотен раз в минуту. Это обеспечивает непрерывное поступательное вращение выходящего из двигателя коленчатого вала.

Такт — это рабочий процесс, происходящий в двигателе за один ход поршня, точнее, за одно его движение в одном направлении, вверх или вниз. Цикл — это совокупность тактов, повторяющихся в определённой последовательности. По количеству тактов в пределах одного рабочего цикла ДВС подразделяются на двухтактные (цикл осуществляется за один оборот коленвала и два хода поршня) и четырёхтактные (за два оборота коленвала и четыре ходя поршня). При этом, как в тех, так и в других двигателях, рабочий процесс идёт по следующему плану: впуск; сжатие; сгорание; расширение и выпуск.

В двухтактных ДВС работа поршня ограничивается двумя тактами, он совершает гораздо меньшее, чем в четырёхтактном двигателе, количество движений за определённую единицу времени. Минимизируются потери на трение. Однако выделяется большая тепловая энергия, и двухтактные двигатели быстрей и сильнее греются. В двухтактных двигателях поршень заменяет собой клапанный механизм газораспределения, в ходе своего движения в определённые моменты открывая и закрывая рабочие отверстия впуска и выпуска в цилиндре. Худший, по сравнению с четырёхтактным двигателем, газообмен является главным недостатком двухтактной системы ДВС. В момент удаления выхлопных газов теряется определённый процент не только рабочего вещества, но и мощности. Сферами практического применения двухтактных двигателей внутреннего сгорания стали мопеды и мотороллеры; лодочные моторы, газонокосилки, бензопилы и т. п. маломощная техника.

16.

Какую научную роль в эксперименте играют минеральное масло и оксид цинка по сравнению эффективности средств защиты от солнца?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

Маша и Денис интересуются, какое средство защиты от солнца лучше всего защитит их кожу. Средства защиты от солнца характеризуются показателем SPF-фактора — фактора защиты от солнца, который показывает, насколько хорошо то или иное средство поглощает ультрафиолетовое излучение, которое является составляющей солнечного света. Средство защиты от солнца с высоким показателем SPF защищает кожу дольше, чем средства с низким показателем SPF.

Маша стала искать способ, как сравнить разные средства защиты от солнца. Они с Денисом решили использовать для этого:

— две пластины прозрачного пластика, который не поглощает солнечный свет;

— один лист светочувствительной бумаги;

— минеральное масло (M) и крем, содержащий оксид цинка (ZnO);

— четыре разных средства защиты от солнца, которые они обозначили как С1, С2, С3 и С4.

Маша и Денис взяли минеральное масло, потому что через него почти полностью проходит солнечный свет, и оксид цинка, потому что он почти полностью препятствует прохождению солнечного света. Денис капнул внутрь кружочков, обозначенных на одной пластине из пластика, по одной капле каждого вещества. Затем он положил вторую пластину из пластика поверх первой и прижал их, поместив сверху большую книгу.

После этого Маша положила пластины из пластика на лист светочувствительной бумаги. В зависимости от того, как долго светочувствительная бумага находится на солнце, она меняет свой цвет с тёмно-серого на светло-серый. После всех приготовлений Денис выставил пластины на солнце.

17.

Зачем нужно было прижимать вторую пластину из пластика?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

Маша и Денис интересуются, какое средство защиты от солнца лучше всего защитит их кожу. Средства защиты от солнца характеризуются показателем SPF-фактора — фактора защиты от солнца, который показывает, насколько хорошо то или иное средство поглощает ультрафиолетовое излучение, которое является составляющей солнечного света. Средство защиты от солнца с высоким показателем SPF защищает кожу дольше, чем средства с низким показателем SPF.

Маша стала искать способ, как сравнить разные средства защиты от солнца. Они с Денисом решили использовать для этого:

— две пластины прозрачного пластика, который не поглощает солнечный свет;

— один лист светочувствительной бумаги;

— минеральное масло (M) и крем, содержащий оксид цинка (ZnO);

— четыре разных средства защиты от солнца, которые они обозначили как С1, С2, С3 и С4.

Маша и Денис взяли минеральное масло, потому что через него почти полностью проходит солнечный свет, и оксид цинка, потому что он почти полностью препятствует прохождению солнечного света. Денис капнул внутрь кружочков, обозначенных на одной пластине из пластика, по одной капле каждого вещества. Затем он положил вторую пластину из пластика поверх первой и прижал их, поместив сверху большую книгу.

После этого Маша положила пластины из пластика на лист светочувствительной бумаги. В зависимости от того, как долго светочувствительная бумага находится на солнце, она меняет свой цвет с тёмно-серого на светло-серый. После всех приготовлений Денис выставил пластины на солнце.

18.

Светочувствительная бумага имеет тёмно-серый цвет; она становится светло-серой, когда находится под слабым воздействием солнечного света, и белой при сильном воздействии солнечного света. На каком из следующих рисунков показано то, что может получиться? Объясните свой выбор.

 


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

Маша и Денис интересуются, какое средство защиты от солнца лучше всего защитит их кожу. Средства защиты от солнца характеризуются показателем SPF-фактора — фактора защиты от солнца, который показывает, насколько хорошо то или иное средство поглощает ультрафиолетовое излучение, которое является составляющей солнечного света. Средство защиты от солнца с высоким показателем SPF защищает кожу дольше, чем средства с низким показателем SPF.

Маша стала искать способ, как сравнить разные средства защиты от солнца. Они с Денисом решили использовать для этого:

— две пластины прозрачного пластика, который не поглощает солнечный свет;

— один лист светочувствительной бумаги;

— минеральное масло (M) и крем, содержащий оксид цинка (ZnO);

— четыре разных средства защиты от солнца, которые они обозначили как С1, С2, С3 и С4.

Маша и Денис взяли минеральное масло, потому что через него почти полностью проходит солнечный свет, и оксид цинка, потому что он почти полностью препятствует прохождению солнечного света. Денис капнул внутрь кружочков, обозначенных на одной пластине из пластика, по одной капле каждого вещества. Затем он положил вторую пластину из пластика поверх первой и прижал их, поместив сверху большую книгу.

После этого Маша положила пластины из пластика на лист светочувствительной бумаги. В зависимости от того, как долго светочувствительная бумага находится на солнце, она меняет свой цвет с тёмно-серого на светло-серый. После всех приготовлений Денис выставил пластины на солнце.