№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 93090

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

 

теплопередача, удельная теплоёмкость, интерференция, радиоактивность,

скорость, количество вещества.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответ их номера.

1) Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны.

2) Температура кипения жидкостей увеличивается с увеличением их объёма.

3) Заряженное тело, движущееся в инерциальной системе отсчёта равномерно и прямолинейно, создаёт в пространстве переменное магнитное поле.

4) Силой Ампера называют силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током.

5) Явление фотоэффекта наблюдается только при облучении полупроводниковых материалов электромагнитными волнами радиодиапазона.

3.

На стене с помощью нити закреплен шар, как показано на рисунке. Шар начинают тянуть другой нитью в направлении от стены. В какой-то момент шар отрывается от поверхности стены. Изобразите силы, действовавшие на шар до отрыва от поверхности стены, и поясните, как изменится картина сил после отрыва шара от поверхности стены. Трением пренебречь.

 

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

После удара тело начало скользить вверх по гладкой наклонной плоскости со скоростью . При этом потенциальная энергия тела __________, кинетическая энергия тела __________, импульс тела __________.

5.

Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 80 °С?

6.

Связанная система элементарных частиц содержит 73 электрона, 114 нейтронов и 76 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

7.

На рисунке приведён спектр поглощения неизвестного газа и спектры поглощения паров стронция, кальция и натрия.

 

На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь неизвестного газа содержит атомы

 

1) только стронция (Sr) и кальция (Са)

2) только натрия (Na) и стронция (Sr)

3) только стронция (Sr), кальция (Са) и натрия (Na)

4) стронция (Sr), кальция (Са), натрия (Na) и других элементов

 

Условие уточнено редакцией РЕШУ ВПР.

8.

Постройте графики зависимости скорости от времени для двух автомобилей, движущихся по прямолинейному участку дороги. Известно, что первый автомобиль в течение первых 2 мин. равноускоренно набирает скорость от 10 м/с до 25 м/с. Второй автомобиль, имея в начальный момент времени скорость 36 км/ч, тормозит с постоянным ускорением и через 2 мин. останавливается.

9.

Два проводника соединены последовательно. Сопротивление на одном R1 = 10 Ом, на другом R2 = 6 Ом. Напряжение и сила тока равны U1, U2, I1, I2 соответственно. Общие напряжение и сила тока равны U, I соответственно. Посчитайте значение U1, U2 , если общая сила тока равна 2 А.

10.

Температуру измерили при помощи термометра. Погрешность измерения температуры при помощи данного термометра равна его цене деления.

 

Запишите в ответ показания термометра в °С с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания термометра (25 ± 3)  °С, то в ответе следует записать «25;3».

11.

Была собрана электрическая схема, представленная на рисунке. Подвижный ползунок реостат позволяет варьировать силу тока в цепи. ЭДС и внутреннее сопротивление источника питания неизвестны. Сопротивлением амперметра и проводов можно пренебречь.

На графике представлены результаты измерения напряжения на реостате U от силы тока I в цепи.

 

 

Чему равна ЭДС источника питания?

 

1) 2,4 В

2) 3 В

3) 6 В

4) 12 В

5) график не позволяет определить ЭДС

12.

Вам необходимо исследовать силу, необходимую для отрыва от поверхности жидкости, смачиваемого этой жидкостью, диска в зависимости от площади этого диска. Имеется следующее оборудование:

 

— линейка;

— набор из трех деревянных дисков разного радиуса с креплением в центре;

— неограниченный набор из грузов, масса каждого 1 г;

— штатив с нитью, блоками и подвесом для дисков и легкой чашей для грузов.

— емкость с жидкостью

 

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) полупроводниковый термистор

Б) линейный ускоритель

 

1) действие электрического поля на движущуюся заряженную частицу

2) действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

3) зависимость электропроводности полупроводника от температуры

4) зависимость электропроводности полупроводника от уровня освещенности

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Какое физическое явление лежит в основе работы роутера (маршрутизатора)?


Роутер (маршрутизатор)

 

Для работы мобильной связи, модемов, спутниковых систем и многих других устройств используются беспроводные технологии. Одним из примеров использования беспроводных технологий является Wi-Fi. Обязательным условием беспроводной связи устройства с сетью Интернет является наличие точки доступа — роутера или маршрутизатора. Связь между точкой доступа (роутером) и устройством осуществляется с помощью электромагнитного излучения определённого диапазона, которое излучается роутером, распространяется в воздухе со скоростью света и принимается устройством (например, ноутбуком). Каждый роутер работает в определённом диапазоне частот, в котором выделяется центральная частота. На сегодняшний день стандарты Wi-Fi сети поддерживаются двумя центральными частотами: 2,4 ГГц и 5 ГГц (ГГц — гигагерц — 109 Гц). Наиболее часто встречающаяся рабочая центральная частота — это 2,4 ГГц.

15.

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения, которые определяют преимущества беспроводной связи перед проводной, и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Небольшие задержки во время соединения.

2) Подключение нескольких устройств одновременно.

3) Ограниченное расстояние между точкам связи устройств.

4) В диапазоне 2,4 ГГЦ работает множество устройств (например, Bluetooth, микроволновые печи).

5) Излучение от Wi-Fi-устройств в момент передачи данных в несколько раз меньше, чем у сотового телефона.


Роутер (маршрутизатор)

 

Для работы мобильной связи, модемов, спутниковых систем и многих других устройств используются беспроводные технологии. Одним из примеров использования беспроводных технологий является Wi-Fi. Обязательным условием беспроводной связи устройства с сетью Интернет является наличие точки доступа — роутера или маршрутизатора. Связь между точкой доступа (роутером) и устройством осуществляется с помощью электромагнитного излучения определённого диапазона, которое излучается роутером, распространяется в воздухе со скоростью света и принимается устройством (например, ноутбуком). Каждый роутер работает в определённом диапазоне частот, в котором выделяется центральная частота. На сегодняшний день стандарты Wi-Fi сети поддерживаются двумя центральными частотами: 2,4 ГГц и 5 ГГц (ГГц — гигагерц — 109 Гц). Наиболее часто встречающаяся рабочая центральная частота — это 2,4 ГГц.

16.

По таблице определите при росте длины волны, какой показатель электромагнитной волны уменьшается?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

В зависимости от частоты колебаний электромагнитные волны оказывают различное действие на организм человека и используются для различных технических целей. Диапазон этих частот называют спектром электромагнитного излучения, он огромен — от нескольких десятков тысяч до 1020 Гц. Частоту можно найти, зная длину волны, по формуле: ν(частота в герцах) = с(скорость света)/λ (длина волны в метрах)

Соответственно, длина электромагнитной волны может составлять от десятков километров до тысячных долей нанометра. Человек без помощи приборов может воспринимать лишь очень небольшую часть электромагнитного спектра, которую называют видимой частью этого спектра или его световым диапазоном. Светочувствительные клетки глаза реагируют на попадающее в глаз излучение, находящееся в световом диапазоне, и превращают его в ощущение света.

 

Название диапазонаДлины волнЧастоты
Сверхдлинные радиоволныБолее 10 кмМенее 30 кГц
Длинные радиоволны10 км — 1 км30 кГц — 300 кГц
Средние радиоволны1 км — 100 м300 кГц — 3 МГц
Короткие радиоволны100 м — 10 м3 МГц — 30 МГц
Ультракороткие радиоволны10 м — 1 мм30 МГц — 300 ГГц
Инфракрасное излучение1 мм — 780 нм300 ГГц — 430 ТГц
Видимое излучение780 — 380 нм430 — 750 ТГц
Ультрафиолетовое излучение380 — 10 нм1014 — 1016 Гц
Рентгеновское излучение10 — 0,005 нм1016 — 1019 Гц
Гамма-излучениеМенее 0,005 нмБолее 1019 Гц

 

ЦветДиапазон длин волн, нмДиапазон частот, ТГц
Фиолетовый380—440790—680
Синий440—485680—620
Голубой485—500620—600
Зелёный500—565600—530
Жёлтый565—590530—510
Оранжевый590—625510—480
Красный625—740480—400

 

Причём в зависимости от длины волны мы можем воспринимать различные цвета. Самые короткие волны вызывают ощущения фиолетового света, затем, по мере увеличения длины волны, возникают ощущения голубого, синего, зелёного, жёлтого, оранжевого и красного цвета. В точности с фразой для запоминания видимого спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

В других областях спектра электромагнитное излучение невидимо для человеческого глаза. Излучение, длина волны которого немного больше, чем в видимой области, называют инфракрасным. Мы тоже можем воспринимать его, но уже не как свет, а как тепло. Существуют приборы, способные реагировать на инфракрасное излучение; на фотографиях, сделанных с их помощью, горячие предметы будут выглядеть тёмными, а холодные – светлыми. Сфотографировав комнату зимой, мы увидим чёрные радиаторы отопления и белые окна. Мы также различим на фоне стен фигуры людей и животных, так как температура их тел выше, чем температура окружающих предметов. Некоторые змеи способны видеть в инфракрасной области и, благодаря этому, находить в темноте мышей, на которых они охотятся.

17.

Какой электромагнитной волной является волна с длиной 6 м?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

В зависимости от частоты колебаний электромагнитные волны оказывают различное действие на организм человека и используются для различных технических целей. Диапазон этих частот называют спектром электромагнитного излучения, он огромен — от нескольких десятков тысяч до 1020 Гц. Частоту можно найти, зная длину волны, по формуле: ν(частота в герцах) = с(скорость света)/λ (длина волны в метрах)

Соответственно, длина электромагнитной волны может составлять от десятков километров до тысячных долей нанометра. Человек без помощи приборов может воспринимать лишь очень небольшую часть электромагнитного спектра, которую называют видимой частью этого спектра или его световым диапазоном. Светочувствительные клетки глаза реагируют на попадающее в глаз излучение, находящееся в световом диапазоне, и превращают его в ощущение света.

 

Название диапазонаДлины волнЧастоты
Сверхдлинные радиоволныБолее 10 кмМенее 30 кГц
Длинные радиоволны10 км — 1 км30 кГц — 300 кГц
Средние радиоволны1 км — 100 м300 кГц — 3 МГц
Короткие радиоволны100 м — 10 м3 МГц — 30 МГц
Ультракороткие радиоволны10 м — 1 мм30 МГц — 300 ГГц
Инфракрасное излучение1 мм — 780 нм300 ГГц — 430 ТГц
Видимое излучение780 — 380 нм430 — 750 ТГц
Ультрафиолетовое излучение380 — 10 нм1014 — 1016 Гц
Рентгеновское излучение10 — 0,005 нм1016 — 1019 Гц
Гамма-излучениеМенее 0,005 нмБолее 1019 Гц

 

ЦветДиапазон длин волн, нмДиапазон частот, ТГц
Фиолетовый380—440790—680
Синий440—485680—620
Голубой485—500620—600
Зелёный500—565600—530
Жёлтый565—590530—510
Оранжевый590—625510—480
Красный625—740480—400

 

Причём в зависимости от длины волны мы можем воспринимать различные цвета. Самые короткие волны вызывают ощущения фиолетового света, затем, по мере увеличения длины волны, возникают ощущения голубого, синего, зелёного, жёлтого, оранжевого и красного цвета. В точности с фразой для запоминания видимого спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

В других областях спектра электромагнитное излучение невидимо для человеческого глаза. Излучение, длина волны которого немного больше, чем в видимой области, называют инфракрасным. Мы тоже можем воспринимать его, но уже не как свет, а как тепло. Существуют приборы, способные реагировать на инфракрасное излучение; на фотографиях, сделанных с их помощью, горячие предметы будут выглядеть тёмными, а холодные – светлыми. Сфотографировав комнату зимой, мы увидим чёрные радиаторы отопления и белые окна. Мы также различим на фоне стен фигуры людей и животных, так как температура их тел выше, чем температура окружающих предметов. Некоторые змеи способны видеть в инфракрасной области и, благодаря этому, находить в темноте мышей, на которых они охотятся.

18.

Определите по таблице видит ли человеческий глаз электромагнитную волну с длиной волны 400 нм? Если да, то какого цвета эта волна. Если нет, то какая это электромагнитная волна?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

В зависимости от частоты колебаний электромагнитные волны оказывают различное действие на организм человека и используются для различных технических целей. Диапазон этих частот называют спектром электромагнитного излучения, он огромен — от нескольких десятков тысяч до 1020 Гц. Частоту можно найти, зная длину волны, по формуле: ν(частота в герцах) = с(скорость света)/λ (длина волны в метрах)

Соответственно, длина электромагнитной волны может составлять от десятков километров до тысячных долей нанометра. Человек без помощи приборов может воспринимать лишь очень небольшую часть электромагнитного спектра, которую называют видимой частью этого спектра или его световым диапазоном. Светочувствительные клетки глаза реагируют на попадающее в глаз излучение, находящееся в световом диапазоне, и превращают его в ощущение света.

 

Название диапазонаДлины волнЧастоты
Сверхдлинные радиоволныБолее 10 кмМенее 30 кГц
Длинные радиоволны10 км — 1 км30 кГц — 300 кГц
Средние радиоволны1 км — 100 м300 кГц — 3 МГц
Короткие радиоволны100 м — 10 м3 МГц — 30 МГц
Ультракороткие радиоволны10 м — 1 мм30 МГц — 300 ГГц
Инфракрасное излучение1 мм — 780 нм300 ГГц — 430 ТГц
Видимое излучение780 — 380 нм430 — 750 ТГц
Ультрафиолетовое излучение380 — 10 нм1014 — 1016 Гц
Рентгеновское излучение10 — 0,005 нм1016 — 1019 Гц
Гамма-излучениеМенее 0,005 нмБолее 1019 Гц

 

ЦветДиапазон длин волн, нмДиапазон частот, ТГц
Фиолетовый380—440790—680
Синий440—485680—620
Голубой485—500620—600
Зелёный500—565600—530
Жёлтый565—590530—510
Оранжевый590—625510—480
Красный625—740480—400

 

Причём в зависимости от длины волны мы можем воспринимать различные цвета. Самые короткие волны вызывают ощущения фиолетового света, затем, по мере увеличения длины волны, возникают ощущения голубого, синего, зелёного, жёлтого, оранжевого и красного цвета. В точности с фразой для запоминания видимого спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

В других областях спектра электромагнитное излучение невидимо для человеческого глаза. Излучение, длина волны которого немного больше, чем в видимой области, называют инфракрасным. Мы тоже можем воспринимать его, но уже не как свет, а как тепло. Существуют приборы, способные реагировать на инфракрасное излучение; на фотографиях, сделанных с их помощью, горячие предметы будут выглядеть тёмными, а холодные – светлыми. Сфотографировав комнату зимой, мы увидим чёрные радиаторы отопления и белые окна. Мы также различим на фоне стен фигуры людей и животных, так как температура их тел выше, чем температура окружающих предметов. Некоторые змеи способны видеть в инфракрасной области и, благодаря этому, находить в темноте мышей, на которых они охотятся.