№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 95568

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

 

альфа-распад, нуклон, дисперсия, нейтрино, дифракция, преломление.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Велосипедист движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его координаты от времени.

 

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение велосипедиста, и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Первые 10 с велосипедист двигался со скоростью 4 м/с.

2) Последние 20 с велосипедист движется равномерно.

3) Все движение велосипедиста можно назвать равноускоренным движением.

4) Через 10 с после начала движения велосипедист остановился.

5) Велосипедист всегда движется в одном направлении.

3.

Неподвижный груз, расположенный на столе с бортиком, закреплен к столу с помощью пружины и тянется с помощью нити как показано на рисунке. Нарисуйте все силы, действующие на брус. Трением пренебречь.

4.

Прочитайте текст и вставьте слова, слова могут повторяться:

 

1) только потенциальная энергия

2) суммарный импульс

3) полная механическая энергия

 

Две тележки одинаковой массы двигались навстречу друг другу с одинаковой скоростью. После абсолютно упругого столкновения тележки поехали в разные стороны с одинаковыми скоростями. В этой ситуации можно говорить о том, что ________________ системы равняется 0, если в системе действуют только консервативные силы _____________ энергия системы сохраняется.

5.

Плотность газа в закрытом сосуде можно увеличить, если:

 

1) не меняя объём и массу газа, сильно его нагреть;

2) не меняя температуру и массу газа, сильно его сжать;

3) не меняя температуру и объём газа, дополнительно ввести некоторую массу газа в сосуд;

4) не меняя массу газа, сильно его сжать и нагреть;

5) не меняя объём, выпустить часть газа и охладить его;

6) не меняя массу газа, увеличить его объём и охладить.

 

Выберите из предложенного списка три верных утверждения и запишите их номера в порядке возрастания.

6.

Выберите из предложенного списка условия, наиболее сильно влияющие на планирование строительства атомной электростанции в данной местности:

 

1) большое количество солнечных дней в году;

2) сейсмические характеристики местности;

3) близость к месту добычи полезных ископаемых;

4) ровный рельеф местности;

5) близость к источнику водоснабжения;

6) открытые возвышенные места и ветер определённой скорости.

7.

На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен положительно и показывает 1 единицу заряда, шар электрометра Б заряжен отрицательно и показывает 3 единицы заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой стеклянной палочкой?

 

 

Показания электрометра А Показания электрометра Б

8.

На уроке физики, посвящённому электрическим конденсаторам, учитель показывал опыт с плоским воздушным конденсатором ёмкостью 140 пФ, пластины которого находятся на расстоянии 15 мм друг от друга. В ходе опыта внутрь был вставлен тонкий металлический лист параллельно пластинам конденсатора и той же формы. Учитель менял положение пластины и определял ёмкость конденсатора. Изобразите график зависимости ёмкости конденсатора от расстояния металлического листа до одной из пластин конденсатора.

9.

Рентгеновское излучение — это один из видов электромагнитного излучения, с диапазоном длин волн от 10-12 − 10-8 м. Выберите из предложенного списка три правильных утверждения, относящиеся к рентгеновскому излучению, и запишите соответствующие цифры в порядке возрастания..

 

1) Применяется в дефектоскопии для обнаружения дефектов, полостей внутри различных тел.

2) Излучают лампы накаливания, свечи.

3) Активизирует синтез витамина D в организме, вызывает загар.

4) Излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях.

5) Используется в медицине для диагностики заболеваний внутренних органов.

6) Обладает большой проникающей способностью.

10.

Объём жидкости измерили при помощи мензурки. Погрешность измерения объёма при помощи данной мензурки равна её цене деления. Запишите в ответ показания мензурки в мл с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания мензурки (25 ± 3) мм рт. ст., то в ответе следует записать «25;3».

11.

Свет лазера с длиной волны 700 нм падает нормально на прозрачную дифракционную решётку. С помощью гониометра измеряют углы, под которыми видны дифракционные максимумы. Зависимость угла от номера максимума представлена в таблице. Погрешность измерения угла Δφ = ±0,5°.

 

123456
81625344457

 

Период дифракционной решётки равен

 

1) 1 мкм

2) 2 мкм

3) 3 мкм

4) 4 мкм

5) 5 мкм

12.

В катушку индуктивности вносят магнит. При этом в её обмотке возникает индукционный ток. Вам необходимо исследовать, зависит ли направление индукционного тока, возникающего в катушке, от направления вектора магнитной индукции магнита. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

— катушка индуктивности;

— амперметр (на шкале которого «0» посередине);

— магнит;

— соединительные провода.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) нагрев конфорки электроплиты.

Б) Растворение кристалликов сахара в воде

 

1) нагревание проводника при пропускании электрического тока

2) отражение света

3) диффузия

4) поверхностное натяжение

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Какое физическое явление связано с работой строительного фена?


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Фен

Фен — электрический прибор, выдающий направленный поток нагретого воздуха. Важнейшей особенностью фена является возможность подачи тепла точно в заданную область. Фен обычно выполняется в виде отрезка трубы, внутри которой располагаются вентилятор и электронагреватель. Часто корпус фена оснащается пистолетной рукояткой.

Вентилятор втягивает воздух через один из срезов трубы, поток воздуха проходит мимо электронагревателя, нагревается и покидает трубу через противоположный срез. На выходной срез трубы фена могут быть установлены различные насадки, изменяющие конфигурацию воздушного потока. Входной срез обычно закрыт решёткой для того, чтобы предотвратить попадание внутрь корпуса фена крупных предметов, например пальцев.

Ряд моделей фенов позволяет регулировать температуру и скорость потока воздуха на выходе. Регулировка температуры достигается либо включением параллельно различного числа нагревателей, либо с помощью регулируемого термостата, либо изменением скорости потока.

Существуют две основные разновидности фенов — фен для сушки и укладки волос и технический фен. Принцип их действия одинаков, различие только в температуре и скорости потока воздуха на выходе прибора.

Технический фен отличается способностью выдавать поток воздуха, нагретого до температуры около 300—500 °C, но с невысокой скоростью. Различные модели технических фенов могут иметь также и режимы с более низкой температурой воздуха, например, 50 °C. Существуют модели, позволяющие получать воздух с температурами в диапазоне 50—650 °C с шагом в 10 °C или плавной регулировкой. Некоторые модели позволяют регулировать расход воздуха.

Строительный фен имеет большое число применений, в т. ч.:

• Сушка;

• Подогрев клеящих составов перед нанесением (в т. ч. и прямо на поверхности, на которую они наносятся);

• Подогрев клеевого слоя перед разделением склеенных деталей (например, удаление наклеек);

• Подогрев некоторых разъёмных металлических соединений перед их разборкой;

• Подогрев термопластовых деталей для придания им формы (например, гибка или посадка труб);

• Разогрев покрытий из лаков и красок для их удаления;

• Пайка и лужение металлов;

• Сварка (прежде всего термопластов);

• Нанесение термопластичных герметиков;

• Посадка термореактивной электроизоляции на проводах;

• Розжиг углей в мангале;

• Отогревание замерзших водопроводных труб;

• Нагревание полиэфирной или эпоксидной смолы для более быстрого отвердения.

15.

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

 

1) Регулировка температуры достигается либо включением параллельно различного числа нагревателей, либо с помощью регулируемого термостата, либо изменением скорости потока.

2) Технический фен не может быть низких температур, всегда больше 100 градусов.

3) Существуют две основные разновидности фенов — фен для сушки и укладки волос и технический фен.

4) Принцип действия бытового фена и технического кардинально различны.


Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

 

Фен

Фен — электрический прибор, выдающий направленный поток нагретого воздуха. Важнейшей особенностью фена является возможность подачи тепла точно в заданную область. Фен обычно выполняется в виде отрезка трубы, внутри которой располагаются вентилятор и электронагреватель. Часто корпус фена оснащается пистолетной рукояткой.

Вентилятор втягивает воздух через один из срезов трубы, поток воздуха проходит мимо электронагревателя, нагревается и покидает трубу через противоположный срез. На выходной срез трубы фена могут быть установлены различные насадки, изменяющие конфигурацию воздушного потока. Входной срез обычно закрыт решёткой для того, чтобы предотвратить попадание внутрь корпуса фена крупных предметов, например пальцев.

Ряд моделей фенов позволяет регулировать температуру и скорость потока воздуха на выходе. Регулировка температуры достигается либо включением параллельно различного числа нагревателей, либо с помощью регулируемого термостата, либо изменением скорости потока.

Существуют две основные разновидности фенов — фен для сушки и укладки волос и технический фен. Принцип их действия одинаков, различие только в температуре и скорости потока воздуха на выходе прибора.

Технический фен отличается способностью выдавать поток воздуха, нагретого до температуры около 300—500 °C, но с невысокой скоростью. Различные модели технических фенов могут иметь также и режимы с более низкой температурой воздуха, например, 50 °C. Существуют модели, позволяющие получать воздух с температурами в диапазоне 50—650 °C с шагом в 10 °C или плавной регулировкой. Некоторые модели позволяют регулировать расход воздуха.

Строительный фен имеет большое число применений, в т. ч.:

• Сушка;

• Подогрев клеящих составов перед нанесением (в т. ч. и прямо на поверхности, на которую они наносятся);

• Подогрев клеевого слоя перед разделением склеенных деталей (например, удаление наклеек);

• Подогрев некоторых разъёмных металлических соединений перед их разборкой;

• Подогрев термопластовых деталей для придания им формы (например, гибка или посадка труб);

• Разогрев покрытий из лаков и красок для их удаления;

• Пайка и лужение металлов;

• Сварка (прежде всего термопластов);

• Нанесение термопластичных герметиков;

• Посадка термореактивной электроизоляции на проводах;

• Розжиг углей в мангале;

• Отогревание замерзших водопроводных труб;

• Нагревание полиэфирной или эпоксидной смолы для более быстрого отвердения.

16.

Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.

17.

Определите длительность суток на Юпитере. Ответ выразите в часах и округлите до целого числа.


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.

18.

Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Луне? Ответ поясните.


Прочитайте текст и выполните задания 16—18.

 

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

ПланетаМасса*Расстояние до Солнца*Время обращения
вокруг Солнца*
Время обращения
вокруг своей оси*
Средняя плотность,
кг/м3
Меркурий0,060,380,24158,65427
Венера0,820,720,6152435243
Земля1,01,01,01,05515
Марс0,111,521,881,033933
Юпитер3185,2011,860,4141326
Сатурн959,5429,460,426687
Уран14,619,2284,010,7181270
Нептун17,230,06164,790,6711638
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли

 

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.