Заголовок: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2019 год.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ВПР — физика–11
Вариант № 93161

Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2019 год.

1.  
i

Про­чи­тай­те пе­ре­чень по­ня­тий, с ко­то­ры­ми Вы встре­ча­лись в курсе фи­зи­ки:

масса, ин­дук­тив­ность, плав­ле­ние, дис­пер­сия, са­мо­ин­дук­ция, длина волны.

Вы­де­ли­те среди этих по­ня­тий две груп­пы по вы­бран­но­му Вами при­зна­ку. За­пи­ши­те в таб­ли­цу на­зва­ние каж­дой груп­пы и по­ня­тия, вхо­дя­щие в эту груп­пу.


На­зва­ние груп­пы по­ня­тийПе­ре­чень по­ня­тий
2.  
i

Вы­бе­ри­те два вер­ных утвер­жде­ния о фи­зи­че­ских яв­ле­ни­ях, ве­ли­чи­нах и за­ко­но­мер­но­стях. За­пи­ши­те в ответ их но­ме­ра.

 

1)  По­тен­ци­аль­ная энер­гия тела за­ви­сит от его массы и ско­ро­сти дви­же­ния тела.

2)  Ха­о­ти­че­ское теп­ло­вое дви­же­ние ча­стиц тела пре­кра­ща­ет­ся при до­сти­же­нии тер­мо­ди­на­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия.

3)  Общее со­про­тив­ле­ние си­сте­мы па­рал­лель­но со­единённых ре­зи­сто­ров равно сумме со­про­тив­ле­ний всех ре­зи­сто­ров.

4)  В од­но­род­ной и изо­троп­ной среде свет рас­про­стра­ня­ет­ся пря­мо­ли­ней­но.

5)  В про­цес­се элек­трон­но­го бета-рас­па­да из ядра атома вы­ле­та­ет элек­трон, воз­ник­ший из-за са­мо­про­из­воль­но­го пре­вра­ще­ния ней­тро­на в элек­трон и про­тон.

3.  
i

В ис­то­рии из­вест­ны слу­чаи об­ру­ше­ния мо­стов, когда по ним про­хо­дил строй сол­дат, мар­ши­ру­ю­щих «в ногу». Дело в том, что в этих слу­ча­ях ча­сто­та шагов сол­дат сов­па­да­ла с соб­ствен­ной ча­сто­той сво­бод­ных ко­ле­ба­ний моста, и он на­чи­нал ко­ле­бать­ся с очень боль­шой ам­пли­ту­дой. Какое яв­ле­ние на­блю­да­лось в этих слу­ча­ях?

4.  
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

 

В конце XVIII века ан­глий­ский ин­же­нер и физик Бен­джа­мин Рум­форд за­ме­тил, что при вы­свер­ли­ва­нии ка­на­ла в пу­шеч­ном ство­ле вы­де­ля­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство теп­ло­ты. Чтобы ис­сле­до­вать это яв­ле­ние, Рум­форд про­де­лал сле­ду­ю­щий опыт: в вы­свер­лен­ный канал пушки, уку­тан­ный тол­стым слоем фла­не­ли, по­ме­стил свер­ло, плот­но при­жа­тое к стен­кам ка­на­ла и при­во­див­ше­е­ся во вра­ще­ние кон­ской тягой. Тер­мо­метр, из­ме­ряв­ший тем­пе­ра­ту­ру пу­шеч­но­го ство­ла, по­ка­зал, что за 30 минут опе­ра­ции тем­пе­ра­ту­ра ство­ла зна­чи­тель­но ______________________________(А).

Далее Рум­форд по­вто­рил опыт, по­гру­зив пу­шеч­ный ствол со свер­лом в сосуд с водой (см. рис.). В про­цес­се свер­ле­ния ____________________(Б) и спу­стя 2,5 часа за­ки­па­ла. Таким об­ра­зом, опыт Рум­фор­да до­ка­зал, что внут­рен­няя энер­гия тела может быть из­ме­не­на ____________________________________(В).

Ри­су­нок. Опыт Рум­фор­да

Спи­сок сло­во­со­че­та­ний:

1.  вода на­гре­ва­лась

2.  вода ис­па­ря­лась

3.  свер­ло за­ту­пи­лось

4.  по­вы­си­лась

5.  по­ни­зи­лась

6.  путём со­вер­ше­ния ме­ха­ни­че­ской ра­бо­ты

7.  при теп­ло­пе­ре­да­че

8.  за счёт сго­ра­ния топ­ли­ва

 

АБВ
5.  
i

Сплош­ной кубик ста­вят на стол сна­ча­ла гра­нью, име­ю­щей наи­мень­шую пло­щадь по­верх­но­сти, затем  — гра­нью с наи­боль­шей пло­ща­дью по­верх­но­сти (см. рис.).

Рис. 1

Рис. 2

Как при этом ме­ня­ют­ся дав­ле­ние и сила дав­ле­ния ку­би­ка на стол, а также по­тен­ци­аль­ная энер­гия ку­би­ка от­но­си­тель­но по­верх­но­сти стола?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния:

 

1)  уве­ли­чит­ся;

2)  умень­шит­ся;

3)  не из­ме­нит­ся.

 

Дав­ле­ниеСила дав­ле­нияПо­тен­ци­аль­ная энер­гия
6.  
i

Маг­нит­ная стрел­ка ком­па­са за­фик­си­ро­ва­на (се­вер­ный полюс за­тем­нен, см. рис.). К ком­па­су под­нес­ли силь­ный по­сто­ян­ный по­ло­со­вой маг­нит, затем осво­бо­ди­ли стрел­ку, она по­вер­ну­лась и оста­но­ви­лась в новом по­ло­же­нии. Изоб­ра­зи­те, новое по­ло­же­ние стрел­ки.

 

 

7.  
i

Ядер­ная ре­ак­ция, про­ис­хо­дя­щая при бом­бар­ди­ров­ке ядер быст­ры­ми про­то­на­ми, была осу­ществ­ле­на на уско­ри­те­ле в 1932 г. В про­цес­се этой ре­ак­ции ядра изо­то­па лития по­гло­ща­ют про­тон, и об­ра­зу­ет­ся два оди­на­ко­вых ядра.

\ChemForm в сте­пе­ни 7 _3Li плюс _1 в сте­пе­ни 1 H \to 2X

Ис­поль­зуя фраг­мент Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва, опре­де­ли­те, ядра ка­ко­го эле­мен­та об­ра­зу­ют­ся в этой ре­ак­ции.

8.  
i

Мо­то­цик­лист дви­жет­ся по пря­мой улице. На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость его ско­ро­сти от вре­ме­ни.

 

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно опи­сы­ва­ют дви­же­ние мо­то­цик­ли­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  В про­ме­жут­ке вре­ме­ни от 20 до 40 с рав­но­дей­ству­ю­щая сил, дей­ству­ю­щих на мо­то­цик­ли­ста, со­об­ща­ет ему по­сто­ян­ное по мо­ду­лю уско­ре­ние, от­лич­ное от нуля.

2)  В те­че­ние пер­вых 20 с мо­то­цик­лист дви­гал­ся рав­но­уско­рен­но, а в те­че­ние сле­ду­ю­щих 20 с – рав­но­мер­но.

3)  Мо­дуль мак­си­маль­ной ско­ро­сти мо­то­цик­ли­ста за весь пе­ри­од на­блю­де­ния со­став­ля­ет 72 км/ч.

4)  В мо­мент вре­ме­ни 60 с мо­то­цик­лист оста­но­вил­ся, а затем начал дви­же­ние в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии.

5)  Мо­дуль мак­си­маль­но­го уско­ре­ния мо­то­цик­ли­ста за весь пе­ри­од на­блю­де­ния равен 4 м/с2.

9.  
i

В таб­ли­це при­ве­де­на верх­няя гра­ни­ца ча­стот, вос­при­ни­ма­е­мых ор­га­ном слуха не­ко­то­рых жи­вот­ных.

 

Жи­вот­ныеВерх­няя гра­ни­ца

ча­сто­ты (кГц)

ля­гуш­ки30
со­ба­ки60
кошки100
ле­ту­чие мыши150

 

Кто из ука­зан­ных жи­вот­ных вос­при­ни­ма­ют уль­тра­зву­ко­вой сиг­нал с дли­ной волны 5 мм? Ско­рость звука в воз­ду­хе при­нять рав­ной 340 м/с. За­пи­ши­те ре­ше­ние и ответ.

10.  
i

С по­мо­щью ам­пер­мет­ра про­во­ди­лись из­ме­ре­ния силы тока в элек­три­че­ской цепи. Ис­поль­зо­ва­лась шкала с пре­де­лом из­ме­ре­ния 8 А. По­греш­ность из­ме­ре­ний силы тока равна цене де­ле­ния шкалы ам­пер­мет­ра.

За­пи­ши­те в ответ по­ка­за­ния ам­пер­мет­ра с учётом по­греш­но­сти из­ме­ре­ний. В от­ве­те за­пи­ши­те зна­че­ние и его по­греш­ность одним чис­лом без про­бе­лов, остав­ляя раз­де­ля­ю­щие целое число и его не­це­лую часть за­пя­тые.

11.  
i

Учи­тель на уроке урав­но­ве­сил на ры­чаж­ных весах два оди­на­ко­вых ста­ка­на с водой, толь­ко один ста­кан был за­пол­нен хо­лод­ной водой, а дру­гой  — го­ря­чей.

Через не­ко­то­рое время учи­тель об­ра­тил вни­ма­ние уча­щих­ся на тот факт, что рав­но­ве­сие весов на­ру­ши­лось: пе­ре­ве­сил ста­кан с хо­лод­ной водой.

С какой целью был про­ве­ден дан­ный опыт?

12.  
i

Вам не­об­хо­ди­мо ис­сле­до­вать, за­ви­сит ли вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, дей­ству­ю­щая на пол­но­стью по­гружённое в жид­кость тело, от плот­но­сти жид­ко­сти. Име­ет­ся сле­ду­ю­щее обо­ру­до­ва­ние (см. рис.):

− ди­на­мо­метр;

− со­су­ды с тремя жид­ко­стя­ми: водой, под­сол­неч­ным мас­лом и спир­том;

− набор из трёх сталь­ных гру­зов объёмом 30 см3, 40 см3 и 80 см3.

 

В от­ве­те:

1.  Опи­ши­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку.

2.  Опи­ши­те по­ря­док дей­ствий при про­ве­де­нии ис­сле­до­ва­ния.

13.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и дей­стви­я­ми элек­тро­маг­нит­ных волн, ко­то­рые про­яв­ля­ют­ся в этих про­цес­сах. Для каж­до­го яв­ле­ния из пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее дей­ствие элек­тро­маг­нит­ных волн из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕС­СЫ

А)  об­ра­зо­ва­ние за­га­ра на теле че­ло­ве­ка

Б)  на­гре­ва­ние воз­ду­ха в теп­ли­це от на­гре­той по­верх­но­сти Земли

ДЕЙ­СТВИЯ ЭЛЕК­ТРО­МАГ­НИТ­НЫХ ВОЛН

1)  хи­ми­че­ское дей­ствие ви­ди­мо­го света

2)  теп­ло­вое дей­ствие уль­тра­фи­о­ле­то­во­го из­лу­че­ния

3)  хи­ми­че­ское дей­ствие уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучей

4)  теп­ло­вое дей­ствие ин­фра­крас­ных лучей

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

AБ
14.  
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ин­струк­ции к мик­ро­вол­но­вой печи и вы­пол­ни­те за­да­ния 14 и 15.

По­че­му в ин­струк­ции ре­ко­мен­ду­ет­ся по­ме­щать в на­гре­ва­е­мую жид­кость пласт­мас­со­вую ложку?

15.  
i

Про­чи­тай­те фраг­мент ин­струк­ции к мик­ро­вол­но­вой печи и вы­пол­ни­те за­да­ния 14 и 15.

По­че­му в ин­струк­ции людям с кар­дио­сти­му­ля­то­ра­ми за­пре­ща­ет­ся слиш­ком близ­ко при­бли­жать­ся к мик­ро­вол­но­вой печи?

16.  
i

Теп­ло­об­мен

Теп­ло­об­мен тела че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щей сре­дой может осу­ществ­лять­ся, путём всех трёх видов теп­ло­пе­ре­да­чи (теп­ло­про­вод­но­сти, кон­век­ции и из­лу­че­ния), а также за счёт ис­па­ре­ния воды с по­верх­но­сти тела.

Пе­ре­нос тепла в слу­чае теп­ло­про­вод­но­сти прямо про­пор­ци­о­на­лен раз­но­сти тем­пе­ра­ту­ры тела и тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды. Чем боль­ше раз­ность тем­пе­ра­тур, тем ин­тен­сив­нее про­ис­хо­дит теп­ло­от­да­ча энер­гии живым ор­га­низ­мом в окру­жа­ю­щую среду. Кроме того, боль­шое зна­че­ние имеет ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти окру­жа­ю­щей среды, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет, какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты пе­ре­но­сит­ся через по­верх­но­сти пло­ща­дью 1 м2, от­сто­я­щи­ми друг от друга на рас­сто­я­нии 1 м за еди­ни­цу вре­ме­ни (час), при раз­но­сти тем­пе­ра­тур между ними 1 ºС. Из­вест­но, что ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти для воды (при 20 °C) равен 2,1 кДж/(ч·м·°С), а для су­хо­го воз­ду­ха  — при­мер­но 0,08 кДж/(ч·м·°С). По­это­му для че­ло­ве­ка теп­ло­про­вод­ность через воз­дух со­став­ля­ет очень не­зна­чи­тель­ную ве­ли­чи­ну.

Теп­ло­от­да­ча из­лу­че­ни­ем для че­ло­ве­ка в со­сто­я­нии покоя со­став­ля­ет 43–50% всей по­те­ри тепла. Из­лу­че­ние че­ло­ве­че­ско­го тела ха­рак­те­ри­зу­ет­ся дли­ной волны от 5 до 40 мкм с мак­си­маль­ной дли­ной волны в 9 мкм.

Ис­па­ре­ние поз­во­ля­ет охла­ждать тело даже в том слу­чае, когда тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­щей среды выше, чем тем­пе­ра­ту­ра тела. При низ­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха кон­вен­ция и из­лу­че­ние с по­верх­но­сти тела че­ло­ве­ка со­став­ля­ют около 90% общей су­точ­ной теп­ло­от­да­чи, а ис­па­ре­ние при ды­ха­нии – 9–10%. При тем­пе­ра­ту­ре 18–20 °C теп­ло­от­да­ча за счёт кон­вен­ции и из­лу­че­ния умень­ша­ет­ся, а за счёт ис­па­ре­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся до 25–27%.

При тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха 34–35 °C ис­па­ре­ние пота ста­но­вит­ся един­ствен­ным путём, с по­мо­щью ко­то­ро­го ор­га­низм осво­бож­да­ет­ся от из­бы­точ­но­го тепла. На каж­дый литр ис­па­рив­ше­го­ся пота кожа те­ря­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты, рав­ное 2400 кДж, она ста­но­вит­ся хо­лод­нее, охла­жда­ет­ся и про­те­ка­ю­щая через неё кровь.

Если при тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­щей среды 37–39 °C по­те­ря воды с потом со­став­ля­ет около 300 г/ч, то при тем­пе­ра­ту­ре 42 °C и более она по­вы­ша­ет­ся до 1–2 кг/ч. Ис­па­ре­ние эф­фек­тив­но толь­ко тогда, когда воз­дух сухой и по­движ­ный. Если воз­дух влаж­ный и не­по­движ­ный, ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит очень мед­лен­но. Вот по­че­му осо­бен­но тя­же­ло пе­ре­но­сит­ся жара во влаж­ных суб­тро­пи­ках.

Самый про­стой и наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб охла­жде­ния ор­га­низ­ма путём ис­па­ре­ния (при не­вы­со­кой фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти) – уси­ле­ние ды­ха­ния. Ведь лёгкие ра­бо­та­ют ещё и в ка­че­стве хо­ло­диль­ни­ка. Вы­ды­ха­е­мый воз­дух все­гда имеет сто­про­цент­ную влаж­ность, а на ис­па­ре­ние воды с гро­мад­ной по­верх­но­сти лёгких ухо­дит боль­шое ко­ли­че­ство из­бы­точ­но­го тепла. Имен­но так охла­жда­ют свой ор­га­низм мно­гие жи­вот­ные.

Вставь­те в пред­ло­же­ние про­пу­щен­ные слова, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию из тек­ста.

Лёгкие ра­бо­та­ют в ка­че­стве хо­ло­диль­ни­ка, так как вы­ды­ха­е­мый воз­дух имеет _____________________________, а на ________________ за­тра­чи­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство теп­ло­ты.

17.  
i

Теп­ло­об­мен

Теп­ло­об­мен тела че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щей сре­дой может осу­ществ­лять­ся, путём всех трёх видов теп­ло­пе­ре­да­чи (теп­ло­про­вод­но­сти, кон­век­ции и из­лу­че­ния), а также за счёт ис­па­ре­ния воды с по­верх­но­сти тела.

Пе­ре­нос тепла в слу­чае теп­ло­про­вод­но­сти прямо про­пор­ци­о­на­лен раз­но­сти тем­пе­ра­ту­ры тела и тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды. Чем боль­ше раз­ность тем­пе­ра­тур, тем ин­тен­сив­нее про­ис­хо­дит теп­ло­от­да­ча энер­гии живым ор­га­низ­мом в окру­жа­ю­щую среду. Кроме того, боль­шое зна­че­ние имеет ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти окру­жа­ю­щей среды, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет, какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты пе­ре­но­сит­ся через по­верх­но­сти пло­ща­дью 1 м2, от­сто­я­щи­ми друг от друга на рас­сто­я­нии 1 м за еди­ни­цу вре­ме­ни (час), при раз­но­сти тем­пе­ра­тур между ними 1 ºС. Из­вест­но, что ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти для воды (при 20 °C) равен 2,1 кДж/(ч·м·°С), а для су­хо­го воз­ду­ха  — при­мер­но 0,08 кДж/(ч·м·°С). По­это­му для че­ло­ве­ка теп­ло­про­вод­ность через воз­дух со­став­ля­ет очень не­зна­чи­тель­ную ве­ли­чи­ну.

Теп­ло­от­да­ча из­лу­че­ни­ем для че­ло­ве­ка в со­сто­я­нии покоя со­став­ля­ет 43–50% всей по­те­ри тепла. Из­лу­че­ние че­ло­ве­че­ско­го тела ха­рак­те­ри­зу­ет­ся дли­ной волны от 5 до 40 мкм с мак­си­маль­ной дли­ной волны в 9 мкм.

Ис­па­ре­ние поз­во­ля­ет охла­ждать тело даже в том слу­чае, когда тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­щей среды выше, чем тем­пе­ра­ту­ра тела. При низ­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха кон­вен­ция и из­лу­че­ние с по­верх­но­сти тела че­ло­ве­ка со­став­ля­ют около 90% общей су­точ­ной теп­ло­от­да­чи, а ис­па­ре­ние при ды­ха­нии – 9–10%. При тем­пе­ра­ту­ре 18–20 °C теп­ло­от­да­ча за счёт кон­вен­ции и из­лу­че­ния умень­ша­ет­ся, а за счёт ис­па­ре­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся до 25–27%.

При тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха 34–35 °C ис­па­ре­ние пота ста­но­вит­ся един­ствен­ным путём, с по­мо­щью ко­то­ро­го ор­га­низм осво­бож­да­ет­ся от из­бы­точ­но­го тепла. На каж­дый литр ис­па­рив­ше­го­ся пота кожа те­ря­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты, рав­ное 2400 кДж, она ста­но­вит­ся хо­лод­нее, охла­жда­ет­ся и про­те­ка­ю­щая через неё кровь.

Если при тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­щей среды 37–39 °C по­те­ря воды с потом со­став­ля­ет около 300 г/ч, то при тем­пе­ра­ту­ре 42 °C и более она по­вы­ша­ет­ся до 1–2 кг/ч. Ис­па­ре­ние эф­фек­тив­но толь­ко тогда, когда воз­дух сухой и по­движ­ный. Если воз­дух влаж­ный и не­по­движ­ный, ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит очень мед­лен­но. Вот по­че­му осо­бен­но тя­же­ло пе­ре­но­сит­ся жара во влаж­ных суб­тро­пи­ках.

Самый про­стой и наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб охла­жде­ния ор­га­низ­ма путём ис­па­ре­ния (при не­вы­со­кой фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти) – уси­ле­ние ды­ха­ния. Ведь лёгкие ра­бо­та­ют ещё и в ка­че­стве хо­ло­диль­ни­ка. Вы­ды­ха­е­мый воз­дух все­гда имеет сто­про­цент­ную влаж­ность, а на ис­па­ре­ние воды с гро­мад­ной по­верх­но­сти лёгких ухо­дит боль­шое ко­ли­че­ство из­бы­точ­но­го тепла. Имен­но так охла­жда­ют свой ор­га­низм мно­гие жи­вот­ные.

Какое при­мер­но ко­ли­че­ство теп­ло­ты отдаёт тело че­ло­ве­ка каж­дый час в про­цес­се ис­па­ре­ния пота при тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­щей среды 37–39 °C? Ответ за­пи­ши­те в ки­лод­жо­у­лях.

18.  
i

Теп­ло­об­мен

Теп­ло­об­мен тела че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щей сре­дой может осу­ществ­лять­ся, путём всех трёх видов теп­ло­пе­ре­да­чи (теп­ло­про­вод­но­сти, кон­век­ции и из­лу­че­ния), а также за счёт ис­па­ре­ния воды с по­верх­но­сти тела.

Пе­ре­нос тепла в слу­чае теп­ло­про­вод­но­сти прямо про­пор­ци­о­на­лен раз­но­сти тем­пе­ра­ту­ры тела и тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды. Чем боль­ше раз­ность тем­пе­ра­тур, тем ин­тен­сив­нее про­ис­хо­дит теп­ло­от­да­ча энер­гии живым ор­га­низ­мом в окру­жа­ю­щую среду. Кроме того, боль­шое зна­че­ние имеет ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти окру­жа­ю­щей среды, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет, какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты пе­ре­но­сит­ся через по­верх­но­сти пло­ща­дью 1 м2, от­сто­я­щи­ми друг от друга на рас­сто­я­нии 1 м за еди­ни­цу вре­ме­ни (час), при раз­но­сти тем­пе­ра­тур между ними 1 ºС. Из­вест­но, что ко­эф­фи­ци­ент теп­ло­про­вод­но­сти для воды (при 20 °C) равен 2,1 кДж/(ч·м·°С), а для су­хо­го воз­ду­ха  — при­мер­но 0,08 кДж/(ч·м·°С). По­это­му для че­ло­ве­ка теп­ло­про­вод­ность через воз­дух со­став­ля­ет очень не­зна­чи­тель­ную ве­ли­чи­ну.

Теп­ло­от­да­ча из­лу­че­ни­ем для че­ло­ве­ка в со­сто­я­нии покоя со­став­ля­ет 43–50% всей по­те­ри тепла. Из­лу­че­ние че­ло­ве­че­ско­го тела ха­рак­те­ри­зу­ет­ся дли­ной волны от 5 до 40 мкм с мак­си­маль­ной дли­ной волны в 9 мкм.

Ис­па­ре­ние поз­во­ля­ет охла­ждать тело даже в том слу­чае, когда тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­щей среды выше, чем тем­пе­ра­ту­ра тела. При низ­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха кон­вен­ция и из­лу­че­ние с по­верх­но­сти тела че­ло­ве­ка со­став­ля­ют около 90% общей су­точ­ной теп­ло­от­да­чи, а ис­па­ре­ние при ды­ха­нии – 9–10%. При тем­пе­ра­ту­ре 18–20 °C теп­ло­от­да­ча за счёт кон­вен­ции и из­лу­че­ния умень­ша­ет­ся, а за счёт ис­па­ре­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся до 25–27%.

При тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха 34–35 °C ис­па­ре­ние пота ста­но­вит­ся един­ствен­ным путём, с по­мо­щью ко­то­ро­го ор­га­низм осво­бож­да­ет­ся от из­бы­точ­но­го тепла. На каж­дый литр ис­па­рив­ше­го­ся пота кожа те­ря­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты, рав­ное 2400 кДж, она ста­но­вит­ся хо­лод­нее, охла­жда­ет­ся и про­те­ка­ю­щая через неё кровь.

Если при тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­щей среды 37–39 °C по­те­ря воды с потом со­став­ля­ет около 300 г/ч, то при тем­пе­ра­ту­ре 42 °C и более она по­вы­ша­ет­ся до 1–2 кг/ч. Ис­па­ре­ние эф­фек­тив­но толь­ко тогда, когда воз­дух сухой и по­движ­ный. Если воз­дух влаж­ный и не­по­движ­ный, ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит очень мед­лен­но. Вот по­че­му осо­бен­но тя­же­ло пе­ре­но­сит­ся жара во влаж­ных суб­тро­пи­ках.

Самый про­стой и наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб охла­жде­ния ор­га­низ­ма путём ис­па­ре­ния (при не­вы­со­кой фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти) – уси­ле­ние ды­ха­ния. Ведь лёгкие ра­бо­та­ют ещё и в ка­че­стве хо­ло­диль­ни­ка. Вы­ды­ха­е­мый воз­дух все­гда имеет сто­про­цент­ную влаж­ность, а на ис­па­ре­ние воды с гро­мад­ной по­верх­но­сти лёгких ухо­дит боль­шое ко­ли­че­ство из­бы­точ­но­го тепла. Имен­но так охла­жда­ют свой ор­га­низм мно­гие жи­вот­ные.

В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о теп­ло­от­да­че тела че­ло­ве­ка по­сред­ством раз­лич­ных спо­со­бов.

 

Спо­соб теп­ло­от­да­чиПро­цент теп­ло­от­да­чи ор­га­низ­ма за сутки, %
Из­лу­че­ние43,0
Кон­век­ция22,0
Ис­па­ре­ние через кожу17,5
Ис­па­ре­ние через лёгкие9,0
На­гре­ва­ние вды­ха­е­мо­го воз­ду­ха3,5
Про­чее5,0
Всего100,0

 

Ка­ко­му диа­па­зо­ну тем­пе­ра­тур воз­ду­ха со­от­вет­ству­ет такое рас­пре­де­ле­ние теп­ло­по­терь (в от­сут­ствии фи­зи­че­ских на­гру­зок)? Ответ по­яс­ни­те.